Пожарные автомобили и спецтехника

Реклама в разделе
АЛ-30(131) Автолестница пожарная АЛ-30 (131) ПМ506Д: назначение, ТТХ и порядок работы Назначение АЛ-30 (131) ПМ506Д, тактико-технические характеристики, в том числе длина опор и лестницы, порядок работы и меры безопасности, табель боевого расчета
Специальный световой сигнал пожарный Специальный световой сигнал Устройство и требования к специальным световым сигналам. Правила применения маяков пожарных. Преимущества автомобилей со специальными световыми сигналами
Пожарный автонасос ПМЗ-1 Пожарный автонасос ПМЗ-1 (1934 год): описание и характеристики Технические характеристики пожарного автомобиля ПМЗ-1 на шасси ЗИС-11. Фото и чертежи пожарного автонасоса ПМЗ-1
КЗКТ-538ДП Инженерный колесный тягач (ИКТ) КЗКТ-538ДП и КЗКТ-538ДК Инженерный колесный тягач и его основные модификации. Описание, конструктивные особенности инженерного колесного тягача.

В 1907 году Москвичи стали свидетелями события, которое долго служило предметом пересудов. И не удивительно: в те времена машины были явлением не частым, а тут — форменная диковинка — по улице на боевой выезд промчался автонасос-линейка Мясницкой части. Рядом с шофером важно восседал брандмейстер. На платформе примостились пожарные, один из них бил в начищенный колокол.

Сбоку красовалась надпись: “Завод Густава Листа”. Правда, в Москве был изготовлен лишь кузов. Двигатель и ходовую часть для первого автомобиля столичной команды фабрикант выписал из Германии. Следом в клубах синего дыма бежали восхищенные мальчишки. На пожаре обыватели не столько тушение наблюдали, сколько глазели на необычный экипаж.

  • На постном масле работает, — утверждали “знатоки”.
  • Да куда ему против красавцев-коней! Не потянет.

Однако пренебрежительные прогнозы не оправдались. Автомобиль “потянул”. Число “стальных лошадок” все росло. Хотя и медленно — на всю Россию в ту пору был единственный автозавод: “Руссо-Балт”, приходилось покупать за границей. К шестнадцатому году огнеборцы Москвы располагали тринадцатью машинами. Из них лишь три имели на вооружении насосы небольшой мощности. Остальные представляли собою механизированные выездные линейки.

…Конец 1917-го ознаменовался небывалым разгулом “красного петуха”. Тяжелый удушливый дым поднимался над нефтяными баками Симоновской слободы, пылали пакгаузы с хлопком на товарной станции Московско-Казанской железной дороги, оглушительные взрывы сотрясали окрестности артиллерийских складов на Ходынском поле. Перед огнеборцами с драматической остротой встала проблема средств передвижения и тушения. Теперь уже под вопросом оказалась эффективность конской тяги.

С конца восемнадцатого года в мастерских Московской пожарной команды началось переоборудование старых грузовиков, выделенных военным ведомством. Но только по окончании военных действий стало возможным серьезно рассчитывать на полное переоснащение всей службы. К 1922 г. было около тридцати машин.

Однако большинство из них не имели насосов и предназначались для доставки личного состава. 8 августа того же года автомобильный обоз впервые участвовал в параде частей МПК на Красной площади. Восторженное внимание зрителей привлек “предок” современных ГВП — “автопеногон” с коловратным насосом и баками с щелочным и кислотным растворами.
Созданный в 1925 году на Миусской площади специальный завод фирмы “Автопромторг” значительно ускорил дело “моторизации”. Через короткое время на вооружении состояли 85 автоходов, в том числе:

  • 26 линеек,
  • 32 насоса,
  • 12 механических лестниц.

В середине десятилетия для боевых расчетов конная тяга превратилась в историю. Появилась следующая задача: перейти на отечественную технику. “Первой ласточкой” стал в 1928-м серийный АМО-Ф-15, оснащенный коловратным насосом производительностью 1200 литров в минуту. По традиции он был снабжен медным колоколом, а трубач сигналил с подножки, требуя уступить дорогу команде, мчащейся на помощь терпящим бедствие от огня.
В 1931 г. в депо появились машины АМО-4 с центробежными насосами.

Но промышленность развивалась столь бурно, что и они вскоре отошли в прошлое. Уже в 1933—35 годах московские огнеборцы полностью обновили парк машин. Были закуплены импортные мехлестницы. Серьезным подспорьем стали первые отечественные автоцистерны ПМЗ-2 емкостью полторы тысячи литров на базе ЗИС-5. Под пару им были и ПМЗ-1: насосы “Д-20”, монтировавшиеся на шасси мощных ЗИС-11.

С 1937 года МУПО начало получать и серийные спецмашины: газодымозащитной службы, прожекторные, средств связи, углекислотного тушения. Техника сделала пожарную охрану мобильной и мощной. Большинство загорании ликвидировалось в самом начале. Это поколение автоходов без преувеличения можно назвать боевым: с честью прошло оно “испытание на прочность” во время Отечественной войны.

…Страна еще не закончила восстанавливать разрушенное в период сражений, а “отцы города” уже думали, как лучше защитить столицу от огненной напасти. В 1948 г. исполком Моссовета повелел отделу техники и связи УПО приступить к разработке новых образцов пожарных автомашин, на которые боевым расчетам предстояло пересесть в течение 1950—1952 гг.

И на сей день красно-белые ЗИЛы остаются в глазах горожан символом службы “01”. Их внешний облик мало изменился. А вот “внутренности” — сильно. Развитие техники не стоит на месте. В наши дни насчитываются десятки разновидностей автомобилей — всех модификаций не перечислить. Жизнь к тому же ставит все новые задачи: ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Чтобы их успешно решать, требуется соответствующее снаряжение. Скажем, в аварийно-спасательной части, помимо традиционных пожарных машин, есть дорожные, строительные, инженерные, химической разведки…

Изменилось и отношение к зарубежным разработкам. Если раньше считалось необходимым обеспечение службы за счет исключительно “советской” продукции, то в конце семидесятых стала очевидной потребность в закупках иностранного оборудования. В результате появились такие “симбиозы”, как финский коленчатый гидроподъемник “Бронто” на базе родных КАМАЗов.

Впрочем, доля “импорта” в вооружении пожарных не так уж велика, а отечественные производители стараются не отставать от западных конкурентов. …Город не только расползается вширь, но и тянется ввысь. Сегодня для успешного проникновения на верхние этажи “башен” малы оказываются даже новейшие автолестницы. Тогда помощь приходит… с воздуха — в дело вступают вертолеты. Но все же летающие “цистерны” пока скорее экзотическая диковинка. Главной техникой по-прежнему остаются “железные кони”.

C развитием городской индустрии встал вопрос о создании специального завода который выпускал и разрабатывал современную пожарную технику. В 1935 году начал свое существование завд пожарной техники в городе Торжке.

В пожарной охране нашей страны хорошо известны и применяются следующие модели автолестниц, спроектированные и произведенные “Пожтехникой”: АЛ-30 (ЗИЛ-131), АЛ-30 (КамАЗ-4310, 53213, 53228) АЛ-37 (КамАЗ-53213, 53228) АЛ-50 (КамАЗ-53229, 53228) АЦЛ-3-40-17 (ЗИЛ-5301) Всего выпущено около пяти тысяч автолестниц высотой от 17 до 50 метров:
1953 год – первая автомеханическая автолестница АМ-35(200).

1954 год: автомеханическая автолестница AM-45 (200) с лифтом грузоподъемностью 180 кг.
Середина 60-х годов. Автолестницы АЛ-17 (ГАЗ-51), АЛ-18 (ГАЗ-52) с механическим приводом. Восстановление малых городов и увеличение потребностей строительных и коммунальных служб поставили перед производителями новые задачи по изготовлению компактных и маневренных автомеханических лестниц с малой высотой подъема (17-18 метров). Так появились автолестницы на шасси ГАЗ-51, 52.

Начало 80-х годов. Автолестница АЛ-30 (ЗИЛ-131). Впервые применен гидравлический привод для управления движениями лестницы.

1994 год – АЛ-50 (КамАЗ-53229). Увеличение этажности здании привело к созданию автолестниц большей высотой подъема, была изготовлена первая 50 метровая автолестница с комплектом колен фирмы “Ивеко Магирус”, а в 1995-м с коленами собственного производства