Вездеход пожарный лесной ВПЛ-149: описание и тактико-технические характеристики

Вездеход пожарный лесной ВПЛ-149 предназначен для доставки к месту пожара личного состава, пожарного оборудования, воды или огнетушащей жидкости (воды со смачивателем) и тушения огня водой или огнетушащей жидкостью с помощью переносной мотопомпы, а также для локализации лесных пожаров, заградительными минерализованными полосами, прокладываемыми перед фронтом горения с помощью почвообрабатывающего дискового орудия. ВПЛ-149 используется в лесных районах, где проезд автотранспорта затруднен.

Выпущен Прилукским заводом «ПОЖСПЕЦМАШ» (Украина) в 1974 году.

Вездеход пожарный лесной ВПЛ-149

Вездеход пожарный лесной ВПЛ-149

Вездеход может прокладывать минерализованную полосу шириной около 2,8 м со скоростью 6,2 км/ч. Максимальная глубина канавки 200 мм.

Вездеход представляет собой самостоятельную тактическую единицу. Высокие ходовые качества, запас воды и наличие пожарного оборудования, надежность в эксплуатации и простота обслуживания делают вездеход незаменимым в лесопожарных формированиях гражданской обороны.

Для тушения лесного пожара вода подается из цистерн, установленных на машине, а также от внешнего источника или от другой пожарной машины с насосной установкой при работе «в перекачку». При этом цистерны используются как промежуточные емкости. Огнетушащая жидкость, доставляемая в цистернах вездехода, используется для заправки ручных опрыскивателей, входящих в состав комплектации машины. Вездеход может работать в климатических условиях с годовым колебанием температуры от −35 до +35° С.

Устройство

Устройство ВПЛ-149

Устройство ВПЛ-149

1 – шасси вездехода; 2 – дисковый плуг; 3 – контейнеры для пожарного оборудования; 4 – кузов; 5 – кабина механика-водителя

Вездеход создан на базе шасси 1 гусеничного транспортёра ГАЗ-71, к задней усиленной швеллерами стенке которого с помощью гидравлической навесной системы навешивается дисковый плуг 2. За кабиной механика-водителя 5 располагается кузов 4. Снаружи вдоль боковых сторон кузова расположены дополнительные контейнеры для пожарного оборудования 3.

В кузове и в дополнительных контейнерах размещено основное и вспомогательное пожарно-техническое вооружение – бензиномоторная пила, четыре ранцевых опрыскивателя РЛО-М, две мотопомпы МЛН- 2,5/0,25, зажигательный аппарат АЗ или АЗ-4, радиостанция, мягкая ёмкость, поперечная двуручная пила, топор, лопата, бачок для питьевой воды, аптечка, напорный и всасывающие рукава. Вдоль боковых стенок кузова установлены два сообщающихся железных бака для воды или огнегасящей жидкости. Баки служат сиденьями для четырех рабочих-пожарных. Кроме того, на них смонтированы устройства для крепления переносного пожарного оборудования. Баки имеют трубопроводы для их заполнения водой при помощи мотопомпы.

Кабина механика-водителя – цельнометаллическая, двухместная, с двумя наружными дверьми и двумя вентиляционными люками в крыше. Кабина оборудована электрическим стеклоочистителем и устройством для обмыва ветрового стекла. Для отопления кабины предусмотрен отопитель, радиатор которого включен в систему охлаждения двигателя, а для вентиляции – два вентилятора. За кабиной водителя и моторным отсеком установлен кузов, обшитый алюминиевым листом. Кузов оборудован двумя задними дверями с уплотнителями, окнами, вентиляционным люком в крыше и вентиляционным каналом в передней стенке. Двери кузова имеют замки и ограничители открытого положения.

Тактико-технические характеристики

Тактико-технические характеристики ВПЛ-149

Тактико-технические характеристики ВПЛ-149

Марка шасси Гусеничный транспортер ГАЗ-71 (ГТ-СМ)
Грузоподъемность 1000 кг
Тип двигателя У-образный, четырехтактный, карбюраторный 8-ми цилиндровый
Максимальная мощность двигателя 115 л.с.
Максимальная скорость (по улучшенной дороге) 50 км/ч
Скорость по грунтовой (лесной) дороге 35 км/ч
Скорость по заболоченной местности 15 км/ч
Скорость при преодолении водных преград 5 км/ч
Подъем и спуск крутизной до 35°
Запас хода по топливу 400 км
Расход топлива 10-15 л/100 км
Марка шасси прицепа ТАПЗ-755
Число мест боевого расчета 6
Вместимость цистерны для воды на транспортере 2 × 0,275 м3
Вместимость цистерны для воды на прицепе 1,17 м3
Вместимость бака для пенообразователя на транспортере 0,095 м3
Марка насоса НШН-600М
Дальность водяной струи 20 м
Длина напорных рукавов 60 м
Тип плуга Дисковый
Ширина минерализованной полосы 2743 мм
Глубина канавки 204 мм
Полная масса 7500 кг
Габариты 6850 × 2600 × 2100 мм
Нормативный документ ТУ22-148-025-87
Изготовитель ГП Прилукский завод «ПОЖСПЕЦМАШ» (Украина)

Источник: «Техническая средства и способы тушения пожаров» под общей редакцией Б.П. Иванова. –М.: Энергоиздат, 1981.

Просмотров 3836
Содержание
Тема дня
Присоединяйтесь к нам
в сообществах
Самые свежие новости и обсуждения вопросов о службе