Советские пожарные автолестницы: история развития в 20-30-х годах 20 века

Вверх по лестнице, ведущей… в огонь. Пожарные такие подвиги совершают ежедневно. И не удивительно, что для них придуманы самые различные системы увеличения высо­ты «ступенепроводов». В благодарность за находчивость неведомым миру умельцам некоторые типы составных лестниц назвали по наци­ональности изобретателей — шведскими, английскими романскими (почему-то так в старину именовались немецкие лестницы).

Нынеш­ние потомки викингов нижние концы расходящихся к низу боковин (каждую из них называют тетивой) продевали в сдвинутые по высоте и расположенные с внешней стороны лестницы прямоугольные ско­бы, чтобы первая ступенька верхнего колена опиралась на верхушку нижнего, Немцы крепили по одной скобе на концах каждой тетивы, продевая в них боковины, которые у английских лестниц были парал­лельными. Их накладывали друг на друга и просовывали в аналогич­ные скобы, располагаемые по-шведски, но не с боков, а спереди, та­кое оборудование было удобно возить на любом пожарном ходу ведь лестницы были компактными и легко собирались. Однако в деле они частенько подводили: то длины не хватало, то она оказывалась чрез­мерной. Требовалась лестница, высота которой изменялась бы плавно и по желанию пожарных Ее придумали и назвали выдвижной.

Ко­гда же это произошло?

Пожарная лестница Петра Дальгрена

Пожарная лестница Петра Дальгрена, 1777 год

В 1777 г. Петербургская Академия наук рассмотрела и одобрила пер­вый в мире проект механической лестницы. То была площадка, подни­мавшаяся замысловатым рычажным механизмом. Вскоре русские умельцы придумали и изготовили выдвижную пожарную лестницу, став­шую прообразом современных конструкций. В «Практическом настав­лении брандмейстерам…», опубликованном в 1818 г., записано: «…ле­стница механическая о пяти коленах, кои одно из другого вытягивают­ся…».

Спустя 65 лет в мастерских петербургской пожарной охраны из­готовили несколько таких красавиц высотой 17 м. Но не только у нас за­думывались об этом. С 1886 г. на германских фирмах Magirusи Metzде­лали выдвижные лестницы удачной конструкции. Их экспортировали во многие страны, и в Россию тоже. Пожарные команды больших городов приобретали такую продукцию.

Наступил XX век. Города разрастались, наполнялись людьми и маши­нами, и чаще горели. К тушению возгораний все время повышали тре­бования. Одно из них состояло в скорейшей доставке к месту бедст­вия пожарной техники, в том числе и выдвижных лестниц. Их вкатыва­ли руками на специальные телеги в сложенном состоянии, возили на конных ходах, по прибытии скатывали вручную на землю, поднимали, выдвигали и устанавливали строго вертикально. Все это занимало не­мало времени, требовало усилий, внимания, сноровки. Меж тем ули­цы городов заполнялись автомобилями, причем с каждым годом все более совершенными. И людям, профессионально занятым борьбой с огнем, очень хотелось использовать при этом самоходные экипажи.

В 1920 г. московские пожарные приспособили шасси трехтонного грузовика «Берлие» для транспортировки лестницы «Магирус». Опыт оказался удачным, однако дефицит автомашин не позволил рас­пространить его.

Съемная механическая лестница, установленная "Автопромторгом" на шасси зарубежного грузовика

Съемная механическая лестница, установленная «Автопромторгом» на шасси зарубежного грузовика

Спустя три года наши специалисты, посетившие XIX съезд пожарных Германии, проходивший в Мюнхене, и приуроченную к нему выставку пожарной техники, организованную там же, познакоми­лись с новинками в этой сфере деятельности. Им приглянулась ме­ханическая лестница «Метц» закрепленная на особом башенном механизме, который был расположен на шасси грузовика, сделанного фирмой «Магирус».

Шли годы, росла актуальность доставки на пожар выдвижных ле­стниц. В Ленинградской пожарной охране (ЛПО) решили имевшие­ся у них деревянные выдвижные лестницы образца 1912 г. возить на автонасосах Я-3. Разработали три проекта доработки автомо­биля. Выбрали лучший и заказали три образца ленинградскому за­воду «Свет и сила». Завершили эту работу 15 сентября 1932 г. Что же получилось?

Съемная механическая лестница ЛПО, установленная на шасси Я-3 выпуска 1932 года

Съемная механическая лестница ЛПО, установленная на шасси Я-3 выпуска 1932 года

На раме автомашины закрепили направляющие для наката лест­ницы, установили приводимую двигателем лебедку, подтягивавшую лестницу в транспортное положение, изменили кабину, оставили на своих местах насос и подвесную катушку с рукавами, Получился оригинальный автомобиль Приехав к месту бедствия, пожарные снимали подвешенную сзади катушку с рукавами, лебедкой опуска­ли на землю лестницу вручную устанавливали ее в боевое положе­ние, используя затем машину как обычный автонасос. Бойцам эта «тушилка» нравилась. Поэтому ЛПО заказала еще несколько таких же автолестниц, благодаря чему в 1934 г. Ленинград избавился от конных пожарных ходов.

И все же «накатный» способ доставки выдвижных лестниц казался неперспективным. Требовалась новая конструкция. Сделать ее на заводе «между планом и отдыхом» было невозможно. Страна явно нуждалась в научном центре, способном вести исследования и раз­работки в пожарном деле, Такую организацию создали в 1935 г. — Центральный научно-исследовательский институт противопожар­ной обороны — ЦНИИПО (ныне Всероссийский — ВНИИПО). Он рас­положился в подмосковном поселке Балашиха (с 1939 г. — город). За первые два года работы там удалось спроектировать десятки но­вых машин и устройств для борьбы с огнем. В их числе металличе­ская выдвижная лестница высотой более 30 м, размещенная на шас­си грузовика ЗИС-6 (колесная формула 6×4). Проект передали на Московский завод пожарных машин, к тому времени ставший фили­алом автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). Там работали над собственной выдвижной лестницей высотой 45 м. Сотрудниче­ство со специалистами ЦНИИПО привело к тому, что обе идеи были объединены, и вскоре заводчане сделали чертежи механизирован­ной автолестницы К-30 (высота 30,1 м). Возможностей изготовить опытный образец не оказалось. Чтобы воплощать проекты и конст­рукторам не работать «в корзину», в 1938 г. при Проммаше организо­вали специальный главк, ответственный за выпуск всех видов по­жарной техники. И дело пошло.

Автомеханическая лестница Metz, пересаженная на удлиненное шасси ЗиС-6

Автомеханическая лестница Metz, пересаженная на удлиненное шасси ЗиС-6

К середине 30-х гг. в стране накопилось не­сколько десятков выдвиж­ных пожарных лестниц «Магирус» и «Метц», сделанных еще в 20-х и начале 30-х гг. Все они были металлическими, но на шасси устаревших иномарок, Сами лест­ницы оказались прочными и удобными в работе. Их часто использова­ли на пожарах, стройках, при ремонте многоэтажных домов. Претен­зий к ним не было. А возившие их машины изрядно поизносились, и запчастей не хватало. Чтобы сохранить в эксплуатации лестницы, сле­довало у каждой из них заменить автомобиль-носитель. Требовалось германскую лестницу «пересадить» на советское авто. Для этого под­ходило шасси грузовика ЗИС-6, которое нужно было доработать, что и выполнили в авторемонтных мастерских Московской и Ленинград­ской пожарных охран. Что же там сделали?

Лонжероны рамы удлинили примерно на 1 м. Вставки соединили дву­мя поперечинами. За кабиной расположили опору для лестницы в транспортном положении и сидения для пожарных. Дополнительную трансмиссию для привода задних мостов и башенного механизма при­менили от пожарной машины ПМЗ-1. Управление подъемом, поворо­том, выдвижением и боковым наклоном лестницы осуществлялось ру­коятками, расположенными на башенном механизме. Все перемеще­ния лестницы осуществлялись от двигателя. Быстрота выполнения ко­манд зависела от частоты вращения коленвала мотора. На раме вблизи ведущей тележки закрепили четыре домкратных штыря с ручным при­водом. Вертикальная ось вращения башни пришлась посередине меж­ду задними колесами.

Этот удачно скомпонованный автомобиль нес на себе удивительную лестницу. Все ее элементы были сделаны из тонкостенных цельнотяну­тых труб круглого, квадратного, двутаврового и иных форм сечения. Ле­стница обладала столь высокой прочностью, что по ней взбирались, прислонив ее к стене, либо в свободно стоящем положении. И все же ее ступени считались слабоватыми. Для повышения их прочности в них вколачивали деревянные пробки.

Пожарная автолестница К-30 на шасси ЗиС-6

Пожарная автолестница К-30 на шасси ЗиС-6

Автолестницу К-30 приспособили для тушения огня. На последней ступени верхнего колена с помощью шарнира закрепили ствол, рукав от него сматывался с катушки, прицепленной к задку автомобиля. На по­жаре нижний стык рукава соединяли с автонасосом, Вода подавалась вверх. Боец направлял струю в пламя, стоя на ступени верхнего колена, либо, удлинив рукав, проникал с брандспойтом в горящее помещение.

«Тридцатку» снабдили предохранителями. Например, когда угол воз­вышения лестницы достигал 75° подъем замедлялся, а при 80° — прекращался. Опускание шло ускоренно до угла 12°, далее замедлялось, в горизонтальном положении — останавливалось.

Автолестница К-30 в работе, Сокольники, Москва

Автолестница К-30 в работе, Сокольники, Москва

Технические характеристики пожарной автолестницы К-30 на шасси ЗиС-6

Длина с лестницей 9650 мм
Ширина 2300 мм
Высота с лестницей в транспортном положении 3100 мм
База 5120 мм
Колея передних колес 1525 мм
Колея задних колес 1675 мм
Размер шин 34 х 8 дюймов
Дорожный просвет заднего моста 270 мм
Дорожный просвет переднего моста 310 мм
Радиус поворота с лестницей 15 м
Масса в боевой готовности 7500 кг
Емкость бензобака 60 л
Средний расход топлива 35 л / 100 км
Экипаж 6 чел.
Максимальная скорость 50 км/ч
Тип лестницы Механическая, выдвижная, 4-х коленная
Движение лестницы Подъем, выдвижение, боковой наклон, вращение
Количество штыревых опор 4
Тип двигателя Карбюраторный, 4-тактный, 6-цилиндровый
Рабочий объем 5550 см3
Степень сжатия 4,2
Диаметр цилиндра 101,6 мм
Ход поршня 114,3 мм
Частота вращения коленвала 2400 об/мин

Нашей промышленности в предвоенные годы так и не удалось осво­ить изготовление выдвижных лестниц. А вот «Магирусы» и «Метцы», ус­тановленные на ЗИС-6, работали долгие годы. Их заменяли отечест­венными образцами АМ-32 и АМ-45 лишь с 1955 г. К-30 успешно рабо­тали до середины 60-х гг., когда их полностью сняли с эксплуатации.

Ни в одном музее России не найдешь выдвижную лестницу К-30. И лишь в Балашихинской пожарной части № 29 ее бережно сохраняют, причем, в рабочем состоянии.

Выдвижная пожарная автолестница Metz на шасси ЗиС-6, музей в Балашихе

Выдвижная пожарная автолестница Metz KL-30 на шасси ЗиС-6, музей в Балашихе

Техника молодежи, № 6/2002

Познавательно
Огнезащита древесины

Огнезащита деревянных конструкций: варианты обработки

2 Март 2019
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Условия передачи данных
×

Настоящим я, даю свое согласие на обработку (включая поручение обработки моих персональных данных третьим лицам) своих персональных данных, согласно Соглашения об обработке персональных данных и в соответствии с требованиями ФЗ «О персональных данных» (под обработкой персональных данных в соответствии со ст. 3 ФЗ «О персональных данных» понимаются действия (операции) с персональными данными физических лиц, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, в целях определения необходимого мне коммерческого предложения, информирования меня о нём.