Реформы Петра I в пожарном деле

С развитием общества, его научно-техническим прогрессом проблема пожарной безопасности становиться все более острой. Рост численности городского населения, увеличение размеров городов, этажности зданий, интенсивное развитие производства и пожароопасных предприятий — все это требовало принятия новых решений в области борьбы с пожарами.

Российское Государство нуждалось в прогрессивных преобразованиях. Обладая необыкновенным потенциалом творческих способностей народа и имея богатые природные ресурсы, Россия, тем не менее, в XVII веке отставала в общественном развитии от других западных стран. Объективными причинами этого явились многолетние междоусобные войны, монголо-татарское иго и старообрядческие традиции. Но к концу XVII века, освободившись от поработителей и завоевав значительные территории, Российское Государство было готово к этапу нового социально-экономического развития.

Петр I Великий

Петр I Великий

Задачи, стоявшие перед государством, хорошо понимал  Петр I (1682 – 1725). При его правлении Российская империя стала одним из самых мощных государств в мире.

Преобразовательная деятельность Петра I коснулась и пожарного дела. «Традиция» воочию убедиться в необузданном и все уничтожающем действии огненной стихии при вступлении на престол царских особ не обошла и будущего императора.

Еще в детстве, столкнувшись с ужасным зрелищем пожаров во время стрелецких бунтов и чуть не став жертвой одного из них при поджоге флигеля Сергиевской лавры, Петр I на всю жизнь сохранил впечатления об уничтожающей все «живое и неживое» силе пожаров. Так царь, еще не вступив самодержавное правление страной, пожелал иметь в своем селе Коломенском шестнадцать труб медных заливных.

В 1701 году выходит указ о строительстве в городах каменных зданий. В 1704 году этот указ повторяется для Москвы. С 1702 года к тушению пожаров привлекаются регулярные войска, которые оснащаются всем необходимым для пожаротушения инвентарем. Это решение поддерживало дисциплину при ликвидации пожаров. Позднее появились организованные действия, положившие начало пожарной тактике: пребывающие на пожар силы функционально разделялись на группы по тушению, водоснабжению и защите от огня соседних зданий.

Самое свое любимое творение – Санкт-Петербург – Петр I всячески оберегал от огненного уничтожения. Вот лишь некоторые сведения об организации мер пожарной безопасности в городе.

С самого начала строительства планировка города устраивалась по правилам пожарной безопасности: дома строились с противопожарными разрывами, улицы располагались прямолинейно и «просторно», что позволяло беспрепятственно вести пожаротушение, на Васильевском острове планировалось соорудить каналы, оборудованные противопожарным инструментом.

План Санкт-Петербурга 1717 года

План Санкт-Петербурга 1717 года

С 1712 года в городе запрещалось строить деревянные дома. Указ от 1718 года устанавливал противопожарные требования к печам, к расстоянию между домами. Было запрещено возведение деревянных крыш. Примечательно, что в требованиях пожарной безопасности значилось отделение печей от стен двумя кирпичами (это требование записано и в современной нормативной литературе). Был издан целый ряд указов, инструкций по обеспечению пожарной безопасности на судах, в торговых рядах, в жилых зданиях. В войсках назначались пожарные офицеры и выделялись специальные подразделения для тушения пожаров, которые оснащались пожарным инструментом, включая пожарные трубы.

В 1722 году при Адмиралтействе была организована первая объектовая пожарная команда, расположенная в специальном депо. Службу несли горожане. В дальнейшем(1737) стали привлекать войсковые подразделения, которые специально обучались действию с пожарным инструментом.

Трудно судить о том, как рождались первые осмысленные правила пожарной безопасности и организации пожаротушения, но скорее всего они» зарабатывались кровью» предыдущих поколений, то есть создавались на основании приобретенного людьми многовекового опыта борьбы с

Петр хорошо сознавал необходимость постоянного контроля за мерами обеспечения пожарной безопасности со стороны государственных чиновников. Эту работу он возлагал сначала на генерал-губернатора А.Д. Меньшикова, а затем на канцелярию городовых дел. После учреждения главной полицейской канцелярии, за строгим исполнением петровских указов, и в том числе в области пожарной безопасности, следил генерал-полицмейстер, подчинявшийся только царю. Непосредственный надзор за выполнением противопожарных мероприятий возлагался на конкретных государственных лиц.

Мудрость выдающегося государственного деятеля заключалась в том, что он своими указами пожары предупреждал, а не ограничивался реагированием на уже случившиеся бедствия.

Благодаря противопожарным мерам, а также жестокому контролю за их соблюдением, привлечением к тушению пожаров высокоорганизованных войск, вооруженных по тем временам современным пожарным инструментом, за 20 лет существования Санкт-Петербурга произошло лишь 9 крупных пожаров.

Император не оставлял без внимания и другие города России, но все новшества, в том числе и противопожарные, сначала внедрялись в Петербурге, а затем распространялись повсеместно.

Преждевременная смерть Петра I в 1725 году не позволила довести реформы пожарного дела до логического завершения – создания пожарной охраны. Этот важный этап развития пожарной охраны отодвинулся почти на сто лет.

Познавательно

Правила пожарной безопасности для детей детского сада

27 Сентябрь 2017
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Условия передачи данных
×

Настоящим я, даю свое согласие на обработку (включая поручение обработки моих персональных данных третьим лицам) своих персональных данных, согласно Соглашения об обработке персональных данных и в соответствии с требованиями ФЗ «О персональных данных» (под обработкой персональных данных в соответствии со ст. 3 ФЗ «О персональных данных» понимаются действия (операции) с персональными данными физических лиц, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, в целях определения необходимого мне коммерческого предложения, информирования меня о нём.