Пожарный БТР-ГАЗ-59402 Пурга

ГАЗ-59402 «Пурга» — пожарная машина на комбинированном железнодорожном и пневмоколёсном ходу, оснащённая установкой комбинированного тушения пожаров (УКТП) «Пурга». ГАЗ-59402 создан на основе БТР-80, от которого унаследовал герметичный бронированный корпус.

Назначение

Основное назначение — ликвидация лесных пожаров в труднодоступных районах. Кроме того, может использоваться при тушении пожаров нефтепродуктов, на предприятиях деревообработки, а также при ликвидации послеаварийных пожаров в речных и аэропортах, объектах железной дороги. Пожарный автомобиль ГАЗ-59402 позволяет осуществлять забор воды из необорудованных пирсами природных водоисточников и может непосредственно участвовать в тушении пожара или использоваться в качестве насосной станции.

Пожарный автомобиль ГАЗ-59402 «Пурга»

Пожарный автомобиль ГАЗ-59402 «Пурга»

Машина оснащена комбинированным ходом – специальные подъемные катки, установленные спереди и сзади, позволяют передвигаться по рельсам. Сверху смонтирована полноповоротная башня для оператора с установленной на ней спаренной системы «Пурга-20». Подачу огнетушащих веществ обеспечивает насос ПН-40УВ с подачей 40 л/с. Вместимость бака с пенообразователем – 1000 литров, напор – 55 метров, в задней части машины расположен 260-сильный дизельный двигатель, разгоняющий 15-тонный автомобиль до скорости 80 км/ч на шоссе и до 50 км/ч при движении по рельсам. Защищенный герметичный корпус ГАЗ-59402, в котором размещен пожарный расчет, позволяет вести подачу пены с расстояния 50 метров от очага пожара.

Разработан на основе ГАЗ-59401 в 1997—1999 годах по заказу Горьковской железной дороги. Основным отличием ГАЗ-59402 является установка поворотной башни (вместо подъёмной площадки) и пожарного оборудования. ГАЗ-59402 принимал участие в многочисленных выставках, таких как Всероссийский промышленно-экономический Форум (Нижний Новгород, 1999), «Автофорум-2000» (Нижний Новгород, 2000), «Пожарная безопасность XXI века» (Москва, 2003).

Пожарный автомобиль ГАЗ-59402 "Пурга"

Пожарный автомобиль ГАЗ-59402 «Пурга»

По состоянию на 2009 год, в России эксплуатировался один автомобиль ГАЗ-59402. Местом его дислокации с сентября 2009 года является пожарная часть № 47 в посёлке Шойбулак Медведевского района Республики Марий Эл, что обусловлено равноудалённостью железнодорожной станции Йошкар-Ола, одноимённого аэропорта,Марийского нефтеперегонного завода и автомобильной газонаполнительной компрессорной станции. В 2011 году планировалось закупить дополнительные единицы спецтехники.

ГАЗ-59402 имеет герметичный корпус с противоосколочной защитой и может применяться для тушения пожаров повышенной взрывной, радиационной и токсикологической опасности. Герметичный корпус также обеспечивает плавучесть машины и позволяет приблизиться к очагу пожара на расстояние 50 м.

Система комбинированного железнодорожного и пневмоколёсного хода унаследована от ГАЗ-59401. Спереди и сзади установлены подъёмные рамы с железнодорожными катками, фиксируемые с помощью управляемых из кабины гидроцилиндров и системы упоров. В автомобильном режиме движения рамы подняты и практически не уменьшают дорожного просвета. При переходе на железнодорожный ход рамы опускаются, катки упираются в рельсы и приподнимают машину таким образом, что пневмоколёса находятся на расстоянии 8—10 см от верхнего края рельсов. Колёса первой и последней осей находятся в сцеплении с роликами, черезпланетарный редуктор передающими вращение на железнодорожные катки, при этом направление вращения колёс и катков совпадает. Торможение осуществляется рабочей тормозной системой автомобиля.

Специально для новой пожарной машины на комбинированном ходу была разработана башенная установка с четырьмя стволами, расположенными в одну горизонтальную линию. Все стволы одновременно могут подниматься в вертикальной плоскости с помощью механизма наведения. Перемещение в горизонтальной плоскости осуществлялось поворотом всей установки. Для наблюдения за местностью у оператора, находящегося внутри установки, имелось окно, выполненное между парами стволов.

Разработчиками башенной установки с пожаротушащей системой «Пурга» были Б.Н. Бровкин и В.Б. Куклин. Для изготовления башни используются бронированная сталь и бронестёкла, что позволяет производить тушение пожаров на взрывоопасных объектах.

На башне установлена спаренная УКТП «Пурга», разработанная под руководством Г. Н. Куприна на НПО «СОПОТ» (Санкт-Петербург), которая обладает повышенными дальнобойностью и скоростью растекания пены по горящей поверхности. Вода под давлением смешивается с жидким пенообразователем и подаётся на форсунки в стволах, где при расширении образует хлопья пены. УКТП «Пурга» позволяет получать пены различного состава: пена средней кратности создаёт изолирующий слой на поверхности, препятствующий газообмену, а пена низкой кратности вследствие более высокой кинетической энергии обладает повышенной дальностью подачи.

Чертеж башенной установки системы "Пурга"
Чертеж башенной установки системы "Пурга"
Башенная установка системы «Пурга»: 1 — защитный колпак; 2 — окна; 3 — механизм вертикального наведения; 4 — механизм горизонтального наведения; 5 — сиденье оператора; 6, 7 — комбинированные стволы; 8 — погон; 9— общая ось стволов; 10— вращающееся соединение; 11, 12 — вертикальные трубы; 13 — штанга сиденья

Особенности конструкции машины

  • Колесная формула 8×8;
  • Независимая торсионная подвеска всех колес с гидравлическими амортизаторами;
  • Централизованная система регулирования давления в шинах;
  • Дифференциалы мостов повышенного трения;
  • Термошумоизоляция, системы вентиляции и обогрева;
  • Система железнодорожного хода с управлением из кабины;
  • Лебедка самовытаскивания;
  • Фильтровентиляционная установка;
  • Защищенный герметичный корпус, позволяющий приближаться к очагу пожара на расстояние 50 м и тушить взрывоопасные объекты;
  • Защищенная поворотная башенная установка с системой комбинированного (вода + пожаротушащий реагент) тушения пожаров (УКПТ) «Пурга»;
  • Пожарный насос ПН-40УА с приводом от трансмиссии машины;
  • Спаренные УКТП «Пурга-10.10.20»;
  • Бак для пенообразователя.

Тактико технические характеристики

Базовое шасси ГАЗ-59037
Колёсная формула 8×8/4
Полная масса 15 т
Экипаж 3—5 чел.
Длина 8300 мм
Ширина по корпусу 2900 мм
Высота 2800 мм
Дорожный просвет по корпусу 450 мм
Дорожный просвет в зоне подвески ж/д колёс 400 мм
Колея по шоссе 2410 мм
Колея по ж/д пути 1520 мм
Двигатель КамАЗ-7403
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя, кВт (л. с.) 191 (260)
Максимальная скорость по шоссе 80
Максимальная скорость по ж/д пути 50 км/ч
Преодолеваемый подъём 30°
Преодолеваемый брод плавает
Угол наведения башни по горизонтали 360°
Угол наведения башн по вертикали −2°…+45°
Производительность насоса 40 л/с
Напор воды 55 мм
Максимальное расстояние до водоисточника 50 м
Объём бака для пенообразователя 1000 л
Производительность УКТП по раствору пенообразователя 40 л/с
Производительность пены низкой кратности 0,4 м³/с
Производительность пены средней кратности 2,0 м³/с
Дальность подачи струи пены низкой кратности 50—55 м
Дальность подачи струи пены средней кратности 25-30 м
Производительность пожарного насоса ПН-40УА 40 л/с
Защищаемая площадь, м² 1000—1500

Изготовитель:Базовая версия БТР-80 производства Горьковского автомобильного завода (Россия), доработка пожарной версии ЗАО “НПО СОПОТ” (Россия)

Видео

Дополнительно:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%90%D0%97-59402

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Условия передачи данных
×

Настоящим я, даю свое согласие на обработку (включая поручение обработки моих персональных данных третьим лицам) своих персональных данных, согласно Соглашения об обработке персональных данных и в соответствии с требованиями ФЗ «О персональных данных» (под обработкой персональных данных в соответствии со ст. 3 ФЗ «О персональных данных» понимаются действия (операции) с персональными данными физических лиц, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, в целях определения необходимого мне коммерческого предложения, информирования меня о нём.