Первые паровые пожарные машины: М. Латта, Р. Ходжа, Д. Брейтуэйта

В 1829 году, первая паровая пожарная машина из когда-либо созданных, была изготовлена в Лондоне Джорджем Брейтуэйтом, знаменитым инженером-гидротехником, которому помогал капитан Джон Эрикссон, великий изобретатель, который был после этого стал знаменитым в США благодаря проектированию броненосца Monitor.

Паровая пожарная машина Джорджа Брейтуэйта

Первая построенная паровая пожарная машина - Лондон, 1829, «Novelty» (Новинка). Конструктор - Джордж Брейтуэйт

Первая построенная паровая пожарная машина — Лондон, 1829, «Novelty» (Новинка). Конструктор — Джордж Брейтуэйт

Первая паровая пожарная машина называлась «Новинка», весила 2¼ тонны и имела мощность в 10 лошадиных сил. Насосы, 6½ дюймов в диаметре, а также паровые цилиндры, 7½, были двойными и располагались горизонтально, поршни и насос были смонтированы на одной оси. Отработанный пар из цилиндров подавался через питающий бак с помощью двух спиральных труб, таким образом, нагревая воду до ее подачи в котел, который был вертикальным, сужающимся к топочной камере внизу.

Топливо сжигалось по принудительному принципу: подаваясь сверху в котел, оно сгорало в закрытой камере, продукты сгорания проходили от камеры до дымохода по длинной змееевидной трубе, которая проходила ниже уровня воды несколько раз, пока не выходила над воздушной камерой насоса.

Насос подавал 200-250 галлонов воды на высоту до 90 футов. Машина была использована на ряде пожаров в Лондоне и убедительно доказала свое огромное значение, но все усилия конструкторов, направленные на то, чтобы обеспечить ее принятие в противопожарную службу столицы оказались напрасными, поскольку обеспокоенная общественность и компании по страхованию от пожаров были против ее использования. Несмотря на отказ англичан принять новый пожарный агрегат, Брэйтуэйту и его партнеру удалось убедить другие общины в полезности их машины и построить еще несколько.

Машина, привлекшая наибольшее внимания, была построена для короля Пруссии, в 1832 году, для защиты общественных зданий в Берлине. Это была его четвертая машина, которая называлась «Комета». Котел на машине был такого же плана как и на «Новинке», с некоторыми исключениями. Он имел двойные цилиндры и насосы, работающие горизонтально. Паровые цилиндры 12 х 14 и насосы 10½ х 14 работали с частотой от 18 до 25 оборотов в минуту, подавая воду через рукава в количестве от одного до четырех. Пар доводился до давления в 70 фунтов на дюйм в течение 20 минут, и через отверстие диаметров в 1¼ дюйма, пода подавалась на высоту до 115 футов. Машина потребляла три бушеля угля в час. Стоимость машины составляла 1 200 фунтов стерлингов или 6000$.

Четвертая машины Брэйтуэйта – «Comet» (Комета). Построена для короля Пруссии в 1832 году.

Четвертая машины Брэйтуэйта – «Comet» (Комета). Построена для короля Пруссии в 1832 году.

Успех машины принес Брейтуэйту много положительных отзывов в Пруссии, но лондонцы не хотели слышать об этих новомодных машинах и пользовались старыми ручными насосами.

Пятая и последняя машина Брейтуэйта была построена в 1833 году, в качестве эксперимента. Котел на машине был выполнен по типу локомотивного.

Через семь лет работы, разочарованный и обескураженный, Брэйтуэйт отказался от своего детища. Еще через семь лет американцы взяли дело в свои руки, и, хотя это и было нелегко, в конце концов убедили мир, что сила пара имеет преимущество перед силой мышц.

History of the American Steam Fire-Engine by William T.King, 1896

Паровая пожарная машина Пола Рэпси Ходжа

Первая паровая пожарная машина, когда-либо построенная в США была построена Полом Рэпси Ходжем, выдающимся английским инженером, в Нью-Йорке, в 1840-1841 годах.

Тревожная частота и масштаб пожаров в Нью-Йорке в течение зимы 1839 – 1840 годов привлекли внимание всех горожан, а также страховых компаний. Внимание было направлено на предмет более совершенных средств тушения, нежели существовавшие в то время.

По предложению страховщиков, Пол Рэпси Ходж, талантливый инженер-механик, был нанят страховыми компаниями на постройку паровой пожарной машины. В техническом задании на постройку оговаривалось, что машина должна была перевозиться лошадьми и подавать воду на высоту не менее высоты флагштока мэрии. Работа над машиной была начата 12 декабря 1840 года, и закончена весной 1841.

По виду машина сильно напоминала локомотив, и была очень тяжелой. Публичные испытания прошли напротив мэрии, в субботу, 27 марта 1841 года. Машина выбросила струю воды диаметром 1,5 дюйма выше флагштока, после чего была принята.

Паровая пожарная машина Ходжа, 1841 год

Паровая пожарная машина Ходжа, 1841 год

Только после этого начались неприятности. Пожарные Нью-Йорка завидовали новичку и перешли в жесткую оппозицию. Если бы новой машине разрешили работать на пожарах, использование ручных насосов стало бы бессмысленным, и главенство таких компаний как «Mose» и «The B’hoys» ушло бы в прошлое. Основной проблемой было отсутствие работы для машины, и некоторое время она была бесполезным грузом для страховщиков. В конце концов, владельцам удалось достичь договоренности с главой компании «Pearl Hose Co.», который решился на ее использование.

После нескольких месяцев использования, карьера первой американской паровой пожарной машины была закончена.

Будет справедливым отметить, что в те времена использование паровых пожарных машин было непопулярным. Пожарные находили неисправности в работе двигателя, утверждали, что машина слишком тяжела, а котел не производит достаточное количество пара и так далее. Все эти претензии могли быть легко устранены в новой конструкции, но страховщики решили не рисковать деньгами, и продали машину производителю упаковки, мистеру Блумеру, который использовал ее в качестве стационарного двигателя на производстве.

Паровая пожарная машина Ходжа была 13 футов в длину, и весила от 7 до 8 тонн. Во время испытаний, машина подала струю воды на высоту 166 футов, двигатель при этом работал с частотой 120 оборотов в минуту.

History of the American Steam Fire-Engine by William T.King, 1896

Паровая пожарная машина Моисею Латта

Моисею Латта, из Цинцинатти, Огайо, принадлежит заслуга изобретения первой успешной паровой пожарной машины в США. До 1852 года в Цинцинатти были добровольные пожарные дружины, вооруженные ручными насосами. Противопожарные меры в городе были неэффективны. По причине пожаров происходили огромные материальные потери, беспорядки и насилие. Общественное мнение начало склоняться к организации профессиональной пожарной команды. А вместе с идеей о дисциплинированных пожарных – к использованию силы пара для подачи воды при тушении.

К счастью, местный механик-гений в то же время был занят разработкой конструкции котла, которая приведет паровые пожарные машины к невиданному ранее успеху. Котел был спроектирован и построен в Цинцинатти. До этого в мире не удавалось достичь такого сочетания качеств: с одной стороны компактный, а с другой – на удивление мощный, паровой насос мог подавать необходимое количество воды.

Паровая пожарная машина "Подарок горожан", построенная М. Латта, 1854 год

Паровая пожарная машина «Подарок горожан», построенная М. Латта, 1854 год

Первая экспериментальная пожарная машина была построена в 1852 году и испытана перед зданием городского совета, 2 марта, 1852 года. К всеобщему удовлетворению, было доказано, что паровые пожарные машины могут использоваться для тушения пожара.

Эта первая экспериментальная машина имела паровой цилиндр в 8 дюймов, рычаг в 2 фута, а также 4-х дюймовый ручной насос конструкции Фарнэма. Бойлер был сконструирован в виде спиральной газовой трубы, заключенной в корпус из листового железа, колеса и прочее были заимствованы от старой конной повозки. Пар получался из холодной воды за 4 минуты 10 секунд, с момента появления дыма из трубы, а вода могла подаваться через рукав длиной 350 футов (120 метров) на расстояние до 130 футов (45 метров). Эксперимент оказался убедительным, и городской совет заключил с Латта контракт на постройку пожарной машину, к котрой он немедленно приступил. В результате он представил публике первую в мире успешную пожарную машину. Машина называлась «Joe Ross», и поучила прозвище «Дядюшка Джо Росс».

Машина имела два колеса сзади и оно спереди, которое использовалось как рулевое. Котел был квадратным и вертикальным, имелось два паровых цилиндра, по одному с каждой стороны, насосы, установленные спереди, управлялись напрямую. Вес машины составлял 22 000 фунтов, для перемещения требовалась четверка лошадей, которые запрягались на артиллерийский манер.

Паровая пожарная машина "Подарок горожан", вид сверху, 1854 год

Паровая пожарная машина «Подарок горожан», вид сверху, 1854 год

Испытания машины прошли на углу Фронт-стрит и Бродвея. Всасывающий рукав был погружен в цистерну и в течение 7 минут вода подавалась через 3-х дюймовый рукав с 1,5 дюймовой насадкой на расстояние 225 футов, и. к изумлению тысяч собравшихся людей, вода подавалась через 2, 4 и 6 рукавов одновременно, причем каждая струя позволяла эффективно тушить пожар. Инженер, который работал на машине, был Финли Латта, брат изобретателя. Машина была принята и поставлена на службу 1 января 1853 года.

Таким образом, впервые в истории и в мире, на вооружение профессиональной (оплачиваемой) пожарной команды была поставлена неутомимая энергия пара.

Пока машина была в производстве, в мастерские мистера Гринвуда зашел незнакомец, которому была удостоена честь зайти в мастерскую в рабочее время изобретателя. Это была длинная комната с высоким потолком, все стены на восточной стороне были увешаны чертежами машины. Вдоль чертежей стоял длинный верстак, за которым стоял человек. На голове у него была квадратная бумажная шляпа, и он был чрезвычайно занят, проводя какие-то измерения. Наконец он обернулся и спросил: «Неужели мистер Гринвуд разрешил Вам сюда пройти?» Незнакомец ответил «Да. Он сказал мне сходить и посмотреть, какой получается машина.»

«А! Хорошо,» — сказал изобретатель, — «Хорошо! Меня зовут Латта, Моисей Латта, и, поскольку Вы пришли от Гринвуда, вы увидите то, зачем пришли. Вы хоть немного разбираетесь в чертежах, которые висят на стене?». Незнакомец признался, что ничего в них не понимает. «Что-ж, это очень просто, позвольте мне объяснить. Двигатель предназначен для того, чтобы подавать восемь струй воды одновременно, по четыре с каждой стороны, если конечно вода будет доступна в таком количестве. Естественно, машина способна к передвижения к очагу пожара с помощью лошадей – их необходимо четыре. Для того, чтобы запустить двигатель, необходимо развести огонь в топочной камере, и обычно, ко времени прибытия на пожар, пар будет готов и машина сможет работать. Восемь пожарных струй, подаваемых в очаг пожара под давлением, которое мы можем регулировать, потушат любой огонь. Даже только четыре из них, хорошо направленные, принесут хороший эффект. Но,» — добавил мистер Латта, — «проблема в том, что ни этой, ни какой-либо другой пожарной машине, никогда не будет позволено работать на пожаре. Возможно Вы в курсе, как добровольные пожарные относятся к пожарной машине. Они клянутся, что она никогда не подаст воду на пожар в этом городе, и я боюсь, что не доживу до того времени, когда эта великая идея встанет на службу человеку. Недавние беспорядки показали, что толпа может сделать в нашем городе. За каждым моим шагом следят. Шпионы постоянно на моем пути. Я переживаю из-за разных анонимных посланий, в которых мне угрожают разными бедами, если я не брошу это занятие и не объявлю о провале работы». Глаза старика блеснули, когда он сказал: «Никогда не сдавайтесь! Я построю ее, и в этом городе найдется достаточное количество людей, чтобы устроить честные испытания. Когда она будет закончена, о ней услышат после первого же пожара, и горе тому, кто будет стоять у нее на пути».

По мере приближения испытаний машины, добровольные пожарные находились в брожении. Уничтожение машины до испытаний ни к чему бы не привело, уничтожение после успешных испытаний, на которых машина продемонстрировала бы свою мощь, было бы еще бесполезнее. Поэтому было решено, что никакие демонстрации, за или против, не будут проводится до тех пор, пока машина не приедет на пожар и не проявит свою бесполезность.

Прошли публичные испытания. Машина превысила по эффективности все требования, которые предъявлялись. Чувство удовлетворения пришло ко всем городу от мысли, что такая огромная вспомогательная сила появилась для борьбы с пожарами. Тем не менее все понимали, что первое появление машины на пожаре послужит сигналом к такому кровавому бунту, каких еще не испытывал город.

И наступил кризис. Однажды ночью прозвучал сигнал пожара в большом складе на Третьей улице, недалеко от Мэйн стрит. Прошла одна или две минуты после сигнала, как по Мэйн стрит пронеслась огромная пожарная машина. Впереди четыре серых лошади галопом, из трубы вырывается пар, огонь сверкает из-за решетки топочной камеры. Ее тяжелые колеса стирали булыжники мостовой в пыль. После того, как этот монстр прогромыхал по улице, люди проснулись и потянулись за ним. Машина была поставлена посередине квартала, и вскоре подавала струю за струей. Дома вокруг были наиболее дорогими в городе. Время пришло, машина была на месте. Подавалось четыре струи, когда раздался крик: «Рукав перерезан!»

После этого началась рукопашная. Горожане оказались сильнее добровольцев. Машина потушила пожар и благополучно вернулась назад. На следующий день Латта проснулся знаменитым. Граждане Цинцинатти по достоинству оценили его заслуги и вскоре поставили его на должность, с помощью которой его гений стал доступен по всем миру.

6 декабря 1855 года «Джо Росс» проходил очередные испытания. Машина проработала некоторое время, пока не порвался главный рукав, после чего машина была заглушена. Во время повторного испытания, котел машины взорвался с огромной силой, убив инженера Джона Уинтерботтома, и ранив нескольких человек. Авария случилась из-за неправильной топки. Давление в котле перед взрывом составляло 180 фунтов на дюйм.

Паровая пожарная машина, построенная фирмой A. B. & E. Latta

Паровая пожарная машина, построенная фирмой A. B. & E. Latta

Весной 1854 года, когда в городе была единственная пожарная машина «Дядюшка Джо Росс», с помощью добровольных пожертвований была собрана сумма в 13 400 $ на постройку еще одной большой паровой пожарной машины. Новая машина была названа «Подарок горожан» и была великолепной.

Она поставила рекорд по готовности к тушению через 3 минуты и 11 секунд после начала работы и подавала воду через 2,5 дюймовый рукав и 1,5 дюймовый ствол на расстояние в 297 футов. Цена машины составила 10 000 $. Несколько лет фирма A. B. & E. Latta интенсивно развивалась, без какой-либо конкуренции. В 1863 фирма была продана компании Lane & Bodley, которая построила еще семь или восемь машин по старым образцам, после чего передали дело в Ahrens Manufacturing Co.

History of the American Steam Fire-Engine by William T.King, 1896

История

Пожарные трубы и их применение на пожаре

12 Июль 2012
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Adblock detector
Условия передачи данных
×

Настоящим я, даю свое согласие на обработку (включая поручение обработки моих персональных данных третьим лицам) своих персональных данных, согласно Соглашения об обработке персональных данных и в соответствии с требованиями ФЗ «О персональных данных» (под обработкой персональных данных в соответствии со ст. 3 ФЗ «О персональных данных» понимаются действия (операции) с персональными данными физических лиц, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, в целях определения необходимого мне коммерческого предложения, информирования меня о нём.