Правила безопасности при работе на автоцистернах и насосно – рукавных автомобилях

Требования безопасности при работе в аварийных ситуациях

В случае вынужденной остановки, не позволяющей дальнейшее следование пожарного автомобиля к месту вызова, в том числе связанной с неисправностью (включая ДТП), начальник караула (старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение) обязан:

— немедленно сообщить о случившемся диспетчеру;

— оставить для устранения технической неисправности (ожидания сотрудников ГИБДД при ДТП) водителя пожарного автомобиля;

— принять меры по доставке личного состава и пожарно — технического вооружения к месту вызова.

При ДТП с участием ПА, действия водителя ПА согласуются с действиями водителя транспортного средства. В соответствии с требованиями ПДД водитель транспортного средства причастный к ДТП обязан:

— немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию  и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

— принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства и возвратиться к месту происшествия;

— освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетеля положение транспортного средства, следы и приметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

— сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

В помещениях подразделений ГПС запрещается:

— устанавливать инвентарь и оборудование на площадках и маршах лестничных клеток, вблизи спусковых столбов и дверных проемов;

— застилать коврами, дорожками и т.п. полы в караульном помещении, учебном классе, гараже и на путях движения личного состава по сигналу тревоги;

— курение в не установленных и не оборудованных для этой цели местах.

В целях обеспечения мер безопасности при боевом развертывании должностными лицами обеспечивается:

— установка пожарных автомобилей и оборудования на безопасном расстоянии от места пожара так, чтобы они не препятствовали расстановке прибывающих сил и средств, пожарные автомобили устанавливаются от недостроенных зданий и сооружений, а также от других объектов, которые могут обрушиться на пожаре, на расстоянии, равном не менее высоты этих объектов;

Гараж — помещение, предназначенное для размещения и технического обслуживания пожарных автомобилей в подразделении ГПС.
Температура в помещении гаража должна быть не менее + 16С

Требования к гаражам

Расстояние от автомобиля до передней или задней стены:

— в гаражах на 1 — 3 пожарных автомобиля — не менее 2 м;

— в гаражах на 4 и более пожарных автомобилей — не менее 3 м.

Ширину ворот в помещении пожарной техники следует принимать на 1 м больше ширины состоящих на вооружении ПА.

Запрещается стоянка в гараже автомобилей, не предусмотренных штатами подразделения ГПС, а также зарядка аккумуляторных батарей, применение открытого огня, отдых личного состава подразделений ГПС в пожарных автомобилях, заправка автомобилей ГСМ, а также их хранение.

Заправка пожарных автомобилей ГСМ должна производиться только при помощи шлангов от бензоколонок или автозаправщиков.

Заправка из канистр, ведер и других емкостей запрещается.

На посту ТО пожарных автомобилей запрещается:

— загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и иным водоисточникам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования; держать открытыми заливные горловины топливных баков автомобиля;

— мыть детали ЛВЖ и ГЖ;

— держать легковоспламеняющиеся и горючие вещества в количествах, превышающих сменную потребность;

— хранить легковоспламеняющиеся и горючие вещества в неметаллической посуде без плотно закрывающихся крышек;

— заправлять пожарные автомобили топливом, а также ремонтировать пожарные автомобили при просачивании топлива из бака без предварительного его слива.

Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте автоцистерн и насосно-рукавных автомобилей

ТО пожарной техники производится в помещениях или постах, обеспеченных естественной и принудительной вентиляцией.

ТО следует выполнять на осмотровых канавах. Ширина прямоточной осмотровой канавы узкого типа определяется колеей автомобиля, и в зависимости от конструкции реборд она достигает 1,0 — 1,1 м. Глубина канавы может быть 1,2 — 1,4 м от уровня пола помещения. Канавы должны иметь ступеньки для схода в канаву в торцовой части и скобы, вмонтированные в стену с противоположной стороны.

Для предотвращения падения автомобилей в осмотровую канаву, а также для более точного направления их движения вдоль осмотровой канавы устанавливают железобетонные или металлические реборды.

Для предотвращения падения людей в осмотровую канаву необходимо закрывать ее съемными решетками или щитами.

Обогрев канав (в холодное время года) должен осуществляться теплым воздухом, поступающим по каналам, устроенным в стенах канав.

В помещении пожарной техники необходимо предусматривать газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна быть постоянно подключена к выхлопной системе автомобилей и саморазмыкаться в начале его движения.

При проведении ТО запрещается:

— наращивать ключи другими ключами или трубками, использовать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, ударять по ключу при отвертывании или завертывании;

— применять рычаги или надставки для увеличения плеча гаечных ключей; выбивать диски кувалдой, производить демонтаж колеса путем наезда на него автомобилей и т.п.;

— обслуживать трансмиссию при работающем двигателе;

— работать на станках и оборудовании без их заземления;

— пользоваться электроинструментом с неисправной изоляцией токоведущих частей или при отсутствии у них заземляющего устройства;

— выполнять какие-либо работы на ПА, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);

— подкладывать под вывешенный пожарный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы;

— производить работу без специальных упоров (козлов), предохраняющих от самопроизвольного опускания пожарного автомобиля или его отдельных частей, при работах, требующих поднятия пожарного автомобиля с помощью домкратов, талей и прочих подъемных механизмов;

— выполнять ТО пожарного автомобиля при работающем двигателе, за исключением случаев проверки регулировки двигателя и тормозов.

Основы безопасности движения пожарных автомобилей.

Безопасность движения пожарных автомобилей

Смещение центра тяжести пожарной автоцистерны при движении на повороте

 С1 – исходное положение центра тяжести автомобиля

 С2 – смещение центра тяжести на повороте