Авторазливочная станция АРС-14ПМ

Авторазливочная станция АРС-14ПМ

В рамках конверсии военной техники хранящейся в резерве армии в 2011-12  годах военные передали в субъекты, на безвозмездной основе, свои авторазливочные станции АРС-14 для оснащений сельских и субъектовых пожарных подразделений. Всего 59 субъектам РФ передано 1 932 авторазливочных станций АРС-14. Все машины переоборудованы под пожарную технику АРС-14ПМ, которая берет на борт до 2,7 т воды. В процессе переоборудования на машину установили пожарные насосы и пеналы для пожарных рукавов.

Автомобиль для тушения пожаров АРС-14ПМ предназначен для борьбы с огнём в лесной и сельской местности. Выпускается предприятием «Автомобили и моторы Урала» (АМУР, бывший Уральский автомоторный завод, УАМЗ) на шасси автомобилей ЗиЛ-131 / ЗиЛ-131Н производства Завода имени Лихачёва (в том числе переоснащённых дизельными двигателями), а также на шасси их аналогов производства УАМЗ — Амур-531342 с карбюраторным двигателем и Амур-531340 с дизелем.

АРС-14ПМ приспособлен для доставки к месту пожара средств пожаротушения и пожарного расчёта, для тушения пожара водой и воздушно-механической пеной. Он оснащается:

  • цистерной на 2700 л воды и баком на 150 л пенообразующего состава;
  • насосной установкой и комплектом водозаборных рукавов;
  • лафетным стволом на крыше и распылительным подбамперным насадком;
  •  напорными рукавами с ручными пожарными стволами и водоразборной колонкой;
  • генератором пены ГПС-600;
  • переносными огнетушителями типа ОП-5;
  • немеханизированным ручным инструментом, а также гидравлическим инструментом.

Кабина автомобиля АРС-14ПМ — трёхместная цельнометаллическая двухдверная.

По конструкции шасси АРС-14ПМ аналогичен базовой модели и представляет собой трёхосный полноприводный автомобиль с управляемыми колёсами передней оси и сближенными задними осями. Несущая система — лонжеронная рама. Двигатель размещается в передней части под металлическим оперением с капотом аллигаторного типа. Автомобиль комплектуется либо рядным четырёхцилиндровым дизелем Минского моторного завода из серии Д-245 (турбонаддувным или атмосферным), либо восьмицилиндровым V-образным карбюраторным двигателем семейства ЗиЛ-130 / ЗиЛ-131 / ЗиЛ-508.10. Мощность силовой установки, в зависимости от варианта, округлённо составляет от 96 до 111 кВт.



Трансмиссия автомобиля — механическая ступенчатая, с КПП на пять передач прямого хода, двухступенчатой раздаточной коробкой, обеспечивающей автоматическое подключение и отключение переднего моста с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей, и с проходным средним мостом. Мосты неразрезные, подвеска передних колёс — на полуэллиптических рессорах, две задние оси сблокированы в тележку с балансирной подвеской. Ошиновка всех колёс — односкатная. Автомобиль оборудован системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах.

Дополнительно АРС-14ПМ может комплектоваться предпусковым подогревателем двигателя, лебёдкой для самовытаскивания, тахометром, счётчиком моточасов, контрольно-измерительными приборами насосной установки и другой аппаратурой.

Основные характеристики

 



Колёсная формула 6×6
Размеры  
— длина 6856 мм
— ширина 2470 мм
— высота 2980 мм
— колёсная база 3350 + 1250 мм
— колея 1820 мм
— дорожный просвет 330 мм
Масса  
— допустимая полная 10425 кг
— снаряженная 7235 кг
Ёмкость  
— цистерны для воды 2700 л
— бака для пенообразователя 150 л
— топливного бака 2×170 л
Расчёт 3 человека
Привод полный, с подключаемым автоматически передним мостом и проходным средним мостом
Коробка передач механическая, пятиступенчатая, синхронизированная
Насосная установка СЦЛ-20-24Г
Тип насоса самовсасывающий, центробежно-вихревой, двухступенчатый, горизонтальный
Подача 12.5 л/с
Наибольшая высота всасывания 5.5 м
Лафетный ствол РС-70/СВП-4
Рабочий напор 6 кгс/см2
Дальность струи  
— воды 40..45 м
— пены низкой кратности 30..35 м
Время работы от цистерны 5 мин
Углы поворота:  
— по горизонту 90°
— вверх 45°
— вниз 10°
Подбамперный распылительный насадок ДН-3
Дальность струи 8 м
Длина орошаемой полосы 450..500 м

 

Силовая установка

ММЗ Д-245.30E3

ММЗ Д-245.9E2

ЗиЛ-508.10

456.30

Тип четырёхтактный, дизельный, жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха четырёхтактный, дизельный, жидкостного охлаждения четырёхтактный, бензиновый, карбюраторный, жидкостного охлаждения четырёхтактный, бензиновый, карбюраторный, жидкостного охлаждения
Количество цилиндров

4

4

8

8

Расположение цилиндров

рядное

рядное

V-образное

V-образное

Максимальная мощность

111.4 кВт
(151.5 л.с.)

95.6 кВт
(130 л.с.)

110.3 кВт
(150 л.с.)

98.6 кВт
(134 л.с.)

Число оборотов при максимальной мощности

2400 об./мин.

2400 об./мин.

3200 об./мин.



3200 об./мин.

Фотографии

Авторазливочная станция АРС-14ПМ

Авторазливочная станция АРС-14ПМ

Авторазливочная станция АРС-14ПМ

Авторазливочная станция АРС-14ПМ

Авторазливочная станция АРС-14ПМ

Использованная литература

1. Информационный материал ОАО «Российские специальные машины», генерального дилера ЗАО «Амур»
2. Информационный материал ОАО «Минский моторный завод»
3. Кочнев Е.Д. Автомобили Советской Армии 1946 — 1991 / Евгений Кочнев. — М.: Яуза : Эксмо, 2011. — 640 с.: ил. — (Война моторов).
ISBN 978-5-699-46736-5