Авторазливочная станция АРС-14ПМ: назначение и ТТХ

В рамках конверсии военной техники хранящейся в резерве армии в 2011-2012 годах Вооруженные силы РФ передали в субъекты, на безвозмездной основе, свои авторазливочные станции АРС-14 для оснащений сельских и субъектовых пожарных подразделений. Всего 59 субъектам Российской Федерации передано 1932 авторазливочных станций АРС-14. Все машины переоборудованы под пожарную технику АРС-14ПМ. В процессе переоборудования на машину установили пожарные насосы и пеналы для пожарных рукавов.

Авторазливочная станция АРС-14ПМ

Авторазливочная станция АРС-14ПМ

Назначение

Автомобиль для тушения пожаров АРС-14ПМ предназначен, как правило, для борьбы с пожарами в лесах и сельских населенных пунктах. Выпускался предприятием «Автомобили и моторы Урала» (АМУР, бывший Уральский автомоторный завод, УАМЗ) на шасси автомобилей ЗиЛ-131 / ЗиЛ-131Н производства Завода имени Лихачёва (в том числе переоснащённых дизельными двигателями), а также на шасси их аналогов производства УАМЗ – Амур-531342 с карбюраторным двигателем и Амур-531340 с дизелем.

АРС-14ПМ приспособлен для доставки к месту пожара средств пожаротушения и пожарного расчёта, для тушения пожара водой и воздушно-механической пеной.

Он оснащается:

  • цистерной на 2700 л воды и баком на 150 л пенообразующего состава;
  • насосной установкой и комплектом водозаборных рукавов;
  • лафетным стволом на крыше и распылительным подбамперным насадком;
  • напорными рукавами с ручными пожарными стволами и водоразборной колонкой;
  • генератором пены ГПС-600;
  • переносными огнетушителями типа ОП-5;
  • немеханизированным ручным инструментом, а также гидравлическим инструментом.

Кабина автомобиля АРС-14ПМ – трёхместная цельнометаллическая двухдверная.

По конструкции шасси АРС-14ПМ аналогичен базовой модели и представляет собой трёхосный полноприводный автомобиль с управляемыми колёсами передней оси и сближенными задними осями. Несущая система – лонжеронная рама. Двигатель размещается в передней части под металлическим оперением с капотом аллигаторного типа. Автомобиль комплектуется либо рядным четырёхцилиндровым дизелем Минского моторного завода из серии Д-245 (турбонаддувным или атмосферным), либо восьмицилиндровым V-образным карбюраторным двигателем семейства ЗиЛ-130 / ЗиЛ-131 / ЗиЛ-508.10. Мощность силовой установки, в зависимости от варианта, округлённо составляет от 96 до 111 кВт.

Трансмиссия автомобиля – механическая ступенчатая, с КПП на пять передач прямого хода, двухступенчатой раздаточной коробкой, обеспечивающей автоматическое подключение и отключение переднего моста с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей, и с проходным средним мостом. Мосты неразрезные, подвеска передних колёс – на полуэллиптических рессорах, две задние оси сблокированы в тележку с балансирной подвеской. Ошиновка всех колёс – односкатная. Автомобиль оборудован системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах.

Дополнительно АРС-14ПМ может комплектоваться предпусковым подогревателем двигателя, лебёдкой для самовытаскивания, тахометром, счётчиком моточасов, контрольно-измерительными приборами насосной установки и другой аппаратурой.

Тактико-технические характеристики

Колёсная формула 6×6
Размеры:
– длина 6856 мм
– ширина 2470 мм
– высота 2980 мм
– колёсная база 3350 + 1250 мм
– колея 1820 мм
– дорожный просвет 330 мм
Масса:
– допустимая полная 10425 кг
– снаряженная 7235 кг
Ёмкость:
– цистерны для воды 2700 л
– бака для пенообразователя 150 л
– топливного бака 2×170 л
Расчёт 3 человека
Привод полный, с подключаемым автоматически передним мостом и проходным средним мостом
Коробка передач механическая, пятиступенчатая, синхронизированная
Насосная установка СЦЛ-20-24Г
Тип насоса самовсасывающий, центробежно-вихревой, двухступенчатый, горизонтальный
Подача 12.5 л/с
Наибольшая высота всасывания 5,5 м
Лафетный ствол РС-70/СВП-4
Рабочий напор 6 кгс/см2
Дальность струи:
– воды 40-45 м
– пены низкой кратности 30-35 м
Время работы от цистерны 5 мин
Углы поворота лафетного ствола:
– по горизонту 90°
– вверх 45°
– вниз 10°
Подбамперный распылительный насадок ДН-3
Дальность струи 8 м
Длина орошаемой полосы 450-500 м
Силовая установка ММЗ Д-245.30E3 ММЗ Д-245.9E2 ЗиЛ-508.10 456.30
Тип четырёхтактный, дизельный, жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха четырёхтактный, дизельный, жидкостного охлаждения четырёхтактный, бензиновый, карбюраторный, жидкостного охлаждения четырёхтактный, бензиновый, карбюраторный, жидкостного охлаждения
Количество цилиндров 4 4 8 8
Расположение цилиндров рядное рядное V-образное V-образное
Максимальная мощность 111,4 кВт (151,5 л.с.) 95,6 кВт (130 л.с.) 110,3 кВт (150 л.с.) 98,6 кВт (134 л.с.)
Число оборотов при максимальной мощности 2400 об./мин. 2400 об./мин. 3200 об./мин. 3200 об./мин.

Фотографии

Источники:

  1. Информационный материал ОАО «Российские специальные машины», генерального дилера ЗАО «Амур».
  2. Информационный материал ОАО «Минский моторный завод».
  3. Автомобили Советской Армии 1946-1991. Кочнев Е.Д. –М.: Яуза: Эксмо, 2011.

 Дополнительный материал по теме: 

Методические рекомендации по проведению ремонта и переоборудования автомобилей АРС-14 для использования их в целях пожаротушения

Просмотров 16452
Тема дня
Присоединяйтесь к нам
в сообществах
Самые свежие новости и обсуждения вопросов о службе