Пожарный автонасос Benz Grunewald Type 1906 года

Пожарный автонасос Benz Grunewald, 1906 год

Пожарный автонасос Benz Grunewald, 1906 год

Более ста лет назад, 1 декабря 1906 года первые пожарные автонасосы, оснащенные бензиновым двигателем, начали поставляться заказчикам и ставиться на боевое дежурство. Производство находилось в пригороде Берлина – Грюневальде. Первый бензиновый автонасос — трехтонник с четырёхцилиндровым двигателем, был построен компанией Suddeutsche Automobilfabrik Gaggenau (SAG, Южная Немецкая Автомобильная Фабрика), которая была вскоре поглощена компанией Benz.

Информация из брошюры, распространявшейся компанией Benz на выставке в Штутгарте в 1914 году: «Фабрика Benz в Гаггенау была первой, кто начал поставлять пожарные автомобили с двигателями внутрненнего сгорания, и до сих пор занимает лидирующую позицию не только по количеству производимых автомобилей, но и по качеству и техническим характеристикам. С 1906 года произошло много событий, компанию SAG, основанную в 1905 году, постигли трудности в начале 1907, и, с 1 января 1911 года, она официально была переименована в Benz-Werke Gaggenau GmbH. Там, где используются самоходные пожарные машины, бензиновые двигатели постепенно начали превалировать над электрическими и паровыми».

В 1906 году ситуация была совсем иная. Первая самоходная пожарная комбинация, состоявшая из двух движимых электромоторами транспортных средств и парового насоса, была поставлена на дежурство в Ганновере уже в 1902. Главный офицер пожарной охраны, Максимилиан Рейхель, тем временем ездил из Ганновера в Берлин и интересовался новыми двигателями типа Lohner-Porsche, предлагаемыми Daimler-Motoren-Gesellschaft с 1906 года. Система Lohner-Porsche была изобретена молодым Фердинандом Порше, который работал на Джейкоба Лонера в Вене с 1899 года и на Austro-Daimler с 1905.

Совершенно неудивительно, что добровольная пожарная команда Грюневальда была первой в Германии, заинтересовавшейся бензиновыми двигателями, довольно многие зажиточные жители шикарного пригорода были гордыми владельцами автомобилей. К ним обратился командующий пожарной команды с запросом о пожертвованиях для приобретения онащенного бензиновым двигателем противопожарного насоса. Добровольная пожарная команда уже приобретала трехколесные автомобили в 1901 и легковой автомобиль с прицепом для оборудования в 1905. Suddeutsche Automobilfabrik, в свою очередь, не была абсолютна неизвестна в Берлине. Всего одним годом ранее, компания изготовила  автобус большой мощности для 52 пассажиров.

Пожарный автонасос Benz Grunewald, 1906 год

Пожарный автонасос Benz Grunewald, 1906 год



Пожарный автонасос, поставлявшийся SAG как Grunewald Type с 1907 года, имел массу в 2.43 тонны. Он позволял размещать пожарных на двух скамьях позади сиденья водителя. Позади скамей было пространство для резервуара, нескольких катушек рукавов и другого оборудования. Транспортное средство было доступно с двигателями, развивающимися 22, 32 и 40 лошадиных сил и стоило 14,000, 14,500 и 15,000 марок, соответственно. Мощность двигателя передавалась к двойным резиновым задним колесам посредством цепи. Передние колеса были оснащены пневматическими шинами размером 850 x 125 миллиметров. Согласно заявлениям изготовителя, автонасос достигал максимальной скорости 35 км/ч и был способен заезжать на 16-процентные уклоны.

Развитие самоходных пожарных насосов подталкивалась тем фактом, что ни у гужевых паровых, ни у электрических насосов не было соответствующего диапазона для работы. «В соседнем городе они потерпели неудачу на третьем пожаре, ответив на две пожарной тревоги в один день,  и потребовав обращения к складу угля, и станции перезарядки электричества, соответственно»,  — писала SAG три года спустя в брошюре, специально напечатанной после большого пожара в Карлсруэ, где паровой насос впервые доказал свою эффективность в случае чрезвычайной ситуации.

Брошюра также ссылается на отчет в вечернем выпуске Badische Presse от 15 декабря 1909 года: «В борьбе с этим пожаром новый самоходный противопожарный насос показал себя на удивление хорошо. Благодаря высокой скорости приезда на пожар и малому времени развертывания, машина начинает свою работу в то время, как остальные насосы еще не прибыли, и только готовятся к выезду.  Самоходный противопожарный насос, оснащенный двигателем от Gaggenau, работал непрерывно с 22:45 вчера до 4:45 утра, подавая воду через четыре больших рукава при давлении шесть-семь бар в огонь, на высоту приблизительно 40 — 50 метров».

Пожарный автонасос Benz Grunewald, 1906 год

Пожарный автонасос Benz Grunewald, 1906 год

Пожарный автонасос Benz Grunewald в музее Mercedes-Benz, Штутгард, Германия

Пожарный автонасос Benz Grunewald в музее Mercedes-Benz, Штутгард, Германия