Пожарные команды в Великобритании с древних времен до середины XIX века

История показывает, что огонь и пожары постоянно возникали во всех городах и селениях мира, из-за чего в разные периоды они или были в разной степени повреждены, или полностью уничтожены. Потребность обеспечения мер для предотвращения разрушительных последствий от пожаров, кажется, была очевидна для древних и эту потребность они понимали очень давно. История свидетельствует, что люди регулярно обучались пожарному делу, в то же самое время, они обучались использованию огня в военных целях, поскольку поджог являлся одной из военных таких того времени.

Статуя Плиния Младшего

Статуя Плиния Младшего

В древнем Риме, пожарные формирования, чьей задачей было тушение пожаров, существовали во времена Плиния, причем в большинстве провинциальных поселений. Конкуренция различных формирований древних пожарных непрерывно вызывала беспорядки, так как это происходило в Лондоне в 1830 году или в некоторых городах США в 19 веке.  Плиний Младший, (Гай Плиний Цецилий Секунд, 61-113 гг.н.э.), живший в первом веке после рождества Христова и бывший наместников в Вифинии, докладывал императору Траяну: «Необходимо иметь машины, которые служат для борьбы с огнем, приказать хозяевам домов помогать в препятствовании распространения вреда, и, если это будет необходимо, призывать на помощь население».

Плиний пишет, что город Никомедия в провинции, в которой он был наместником, был недавно полностью уничтожен пожаром. Причин такого бедствия Плиний указывает несколько: сильный ветер, распространявший пламя на соседние строения, а также, частично, безучастие людей, которые стояли неподвижно, наблюдая за разгулом стихии. Кроме того, город был совершенно не обеспечен пожарным инвентарем: ни насосами, ни ведрами, ни каким-либо ручным инструментом для тушения огня.

Во время царствования императора Августа пожары были таким частым явлением в Риме, что он учредил пожарный дозор, чтобы уменьшить их распространение. В это время у большей части знати и зажиточных горожан в домах были специальные слуги, которые должны были принимать меры против пожаров.

Статуя Альфреда Великого

Статуя Альфреда Великого



Альфред Великий, первый король Англии (849-901 гг.н.э.) приказывал жителям Оксфорда накрывать огни в домах каждую ночь после звона колокола в комендантский час. Инструмент, используемый с этой целью, был сделан из железа или меди и по виду напоминал кастрюлю без дна. Он защищал дом от искр из очага.

В 1068 году Уильям I ввел комендантский час по всему королевству. Он начинался в восемь часов вечера, о чем объявлял звон колокола. Все огни после этого должны были быть погашены под угрозой серьезного штрафа. В первый год правления Генриха I, комендантский час был отменен, однако традиция звонить в колокол в восемь вечера до сих пор сохранилась в некоторых городах Англии.



Мудрецы средневековья, считали лучшим способом для тушения пожаров, в качестве замены для воды, пожарных и инструмента, церковные колокола! Звон колоколов обставлялся пышными церемониями, с омовением их святой водой, мазаньем миром и так далее. В других случаях, алтарные покрывала, изображения или мощи святых выносились священниками из церквей и использовались как наиболее действенный способ тушения огня.

В начале своего правления, в 1189 году, Ричард I утвердил следующие правила для предотвращения гибели людей и собственности от пожаров в Лондоне:

  • Всем горожанам, жившим в больших домах в пределах города, необходимо было иметь одну или две лестницы, готовых к использованию, в случае, если их соседей настигнет несчастье пожара.
  • В летнее время перед каждым большим домом необходимо ставить бочку, наполненную водой, с целью быстрого тушения пожара. Исключение составляли дома, в которых были устроены фонтаны.
  • Каждую ночь в дозор выходит десять уважаемых горожан и десять стражников. Запрещается блуждать ночью по улицам города после комендантского часа, который объявлялся звоном колокола на церкви св. Мартина и церкви св. Лоуренса. Все встреченные дозором и не имевшие надлежащего разрешения, подлежали аресту.

В 1268 году впервые назначен ночной дозор для Лондона.

В 1285 году, на тринадцатом году правления Эдуарда I, вышел акт против поджигателей, дозоры было приказано организовать во всех городах.

В 1429 году в другом акте было объявлено, что если кто-либо угрожает сжечь дом в случае невозврата долга, и после этого поджигает дом, то такое действие объявляется государственной изменой.

В 1472 в Эксетере был нанят ночной глашатай, чтобы разбудить жителей при пожаре.

В 1558 году в том же городе было приказано всем иметь  кожаные ведра, лестницы и крюки. В Лондоне глашатаи были назначены в Лондоне в 1556 году. Они должны были звонить в свои колокола ночью и выкрикивать предупреждение: «Позаботьтесь  о вашем очаге и свече, будьте благородными с бедными, и молитесь о мертвых!»

Наказание смертью за преднамеренный поджог практиковалось с самых ранних периодов истории. В древнем Риме это преступление было очень распространено, признанные виновными сжигались. Преступников одевали в tunica molesta – рубаху, изготовленную из бумаги, льна или холщи, и пропитанную смолой, битумом или воском. Таким образом, у преступника не было шанса убежать после того, как зажигали огонь под его ногами. Именно с этих наказаний христианская инквизиция скопировала обряд «auto da fe»  (аутодафе, сожжение).

В древние времена, кто бы ни стал виновником случайный пожар, наказывался по степени беспечности, которая послужила причиной несчастья. Кроме того, виновник обязан был полностью возместить убытки, причиненные огнем. Моисей установил такой закон, возможно, позаимствовав его у египтян.

Сожжение преступников, средневековая миниатюра

Сожжение преступников, средневековая миниатюра

В 1546 году, во времена правления Генриха VIII, был выпущен акт, налагавший смертную казнь на всех, кто был признан виновным в преступлениях, среди которых были: поджог домов; поджог повозок или телег с углем или другими товарами; поджог складов древесины, в бревнах, досках или приготовленной для изготовления угля; нанесение смолы на королевское имущество. Из этого списка кажется, что некоторые старые добрые развлечения имели довольно специфический характер.

В объединенном своде законов Георга IV, в 1827 году подтверждалась смертельная казнь за эти преступления. В уставе королевы Виктории, в 1837 году, указывалось, что в случае поджога дома с находящимися внутри людьми, либо в случае поджога судна с целью убийства или грабежа, наказанием для преступника является смерть.

Другим способом борьбы с пожарами было учреждение службы дозорных, задача которых сводилась к аресту воров и поджигателей, а также поднятию тревоги в случае пожара.

Таким образом очевидно, что до XIX века в Англии не существовало эффективной системы борьбы с пожарами. «Великий Лондонский Пожар» 1666 года послужил тем толчком, после которого начали принимать меры, которые могли позволить если не предотвратить, то хотя бы поставить под контроль ситуацию с пожарами. В 1667 году парламент принимает акт, согласно которому:

  1. Лондон делится на четыре района. В каждом районе предусматривается 800 кожаных ведер, пятьдесят лестниц различной длины, от 12 до 42 футов, два медных ручных насоса, 240 топоров и 40 лопат.
  2. Каждое из двенадцати сообществ обеспечивает себя бочковым ходом, 30 ведрами, тремя лестницами, шестью топорами и двумя ручными насосами, чтобы будь готовыми к любой ситуации. Низшие сообщества должны быть обеспечены тем количеством инвентаря, которое им выделит лорд мэр и совет олдерменов (старейшин).
  3. Старейшинам, пришедшим в офис шерифа, выделять ведра в необходимом количестве и по одному ручному насосу.
  4. Для эффективного обеспечения бочковых ходов и ручных насосов водой, во все колодцы поместить ручные насосы. На трубах, подающих воду из рек, сделать присоединения для пожарных нужд.
Великий Лондонский пожар 1666 года

Великий Лондонский пожар 1666 года

В 1708 году каждому приходу было предписано иметь большую повозку с водой и ручной насос, а также кожаную трубу с муфтой того же размера для присоединения к водопроводу, чтобы подавать воду прямо к повозке. Штраф за неисполнение составлял 10 фунтов.

Ручной пожарный насос 17 века

В 1670-ых Джон Килинг из Блэкфрайарз строил пожарные насосы в форме поставленной на колеса цистерны, оборудованной ручным насосом, работавшим с помощью двух рычагов с центральной напорной трубой. Один из таких насосов стоял на дежурстве в Дэнстейбле в 1678 году и использовался до 1841 года



В случае пожара, первый прибывший на него с приходской пожарной повозкой для тушения, получал вознаграждение в 30 шиллингов, второй – 20, третий -10. Повозки с бочками должны были содержаться в надлежащем порядке, быть оборудованы присоединительными муфтами, пожарными рукавами или кожаной трубой. На следующий год вознаграждение также предписывалось для всех хозяев бочковых ходов за прибытие и помощь на пожаре.

В том же году было предписано, что каждый слуга, по чьему недосмотру или беспечности случился пожар, должен быть оштрафован на 100 футов, либо заключен под стражу и отработать 18 месяцев на принудительных работах. В случае предумышленного поджога дома, такое серьезное преступление каралось смертью.

В 1791 году пожарный дозор был учрежден в Лондоне.

Где бы и когда бы ни случился случайный пожар, в каждом случае есть свои особенности. Поэтому невозможно предусмотреть общие и незыблемые правила. Если взглянуть на пожары в жилых домах, где жители находились внутри и не спали, при этом под рукой у них находилось простое и готовое средство пожаротушения, то нет сомнений, что о таких пожарах мы бы никогда и не услышали. Если взглянуть на отчеты добровольных или профессиональных пожарных команд, очень часто можно встретить сведения о том, что пожар был потушен ручными средствами, то есть даже после обнаружения, подачи тревоги и прибытия пожарных, зачастую, чтобы потушить огонь требовался только ручной насос и одно-два ведра воды.

В большом пожаре, произошедшем на пивоварне Барклая, где было уничтожено все, кроме амбаров с солодом, мистер Джон Брэйтуэйт вручную спас имущества на 60 000 фунтов стерлингов. Деревянные балки одного из амбаров загорелись. Брэйтуэйт прошел по одной из балок с двухпинтовыми горшками, неся в руках галлон воды. Опрокинув воду на огонь, он его затушил, тем самым спася весь амбар. Это показывает важность наличия простых ручных средств для тушения огня в самый начальный момент времени.

Ручной пожарный насос 18 века

Этот насосный ход был построен в 1734 году. Транспорт оборудован двумя насосами одностороннего действия и резервуаром с воздухом, чтобы выровнять струю воды от насоса, и производить непрерывный поток, без всплесков (принцип работы мембранного бака). Пожарный рукав или ответвление присоединялись к напорному выходу сверху высокого кожуха, закрывающего воздушный резервуар

Защита Лондона от разрушительного влияния пожаров с помощью мер, предписывающих по закону иметь пожарные повозки в различных округах, долгое время была смехотворна неэффективна. Из-за этого многие страховые компании формировали собственные пожарные команды, чтобы защитить свое имущество. Однако расходы на содержание таких формирований увеличивались год от года, вследствие чего, компании обратились к обществу и правительству с намерением прекратить эту практику, если не будут приняты соответствующие меры по помощи в их содержании.

Согласно акту 14 Георга III (1760-1814), в Лондоне должны были содержаться 218 пожарных насосов и 327 лестниц. Кроме того, предписывалось иметь 70 насосов и 195 лестниц для защиты пригородов.

В актах 3 и 4 Вильгельма IV (1830-1837), называемых актами «освещения» и «наблюдения», которые распространялись на Англию и Уэльс, каждый район или поселение обязывалось иметь одну большой пожарный насос с бочкой и один ручной пожарный насос, а также кожаные трубы и необходимое количество лестниц.

Пожарная машина 18 века

Эта машина Meryweather типична для окружной пожарной машины 18-го и раннего 19-го веков. Такие машины находились на попечении старост. Цистерна, в которой были установлены насосы, заполнялась ведрами, а выпуск воды производился от рукава с универсальным соединением. Всасывающий рукав при этом не использовался

В некоторых округах, эффективные противопожарные меры были поддержаны и активно внедрялись. Особенно это касается района Хэкни в Лондоне, где эффективная пожарная бригада с пятью пожарными повозками и пятью пожарными станциями поддерживалась за счет средств в 500 фунтов в год.

Нововведения, сделанные в остальных округах, согласно акту Георга III, были не только бесполезными, но подчас и вредными. Так, согласно акту Георга, вознаграждение причиталось любой первой повозке, прибывшей на пожар, даже бесполезной, тогда как пожарная повозка с бригадой и водой, прибывшая на несколько минут позже, оставалась ни с чем.

В другом известном случае, в округе двумя пожарными повозками командовала женщина. Видимо, ее муж бул окружным инженером, и когда он умер, управление округом, не зная, как поступить с вдовой, отдало ей должность мужа-инженера.

Диккенс, в своих замечательных очерках описывает, как окружная пожарная повозка следовала на пожар. Экипаж прибыла в «галантном стиле» — преодолев три мили за полчаса. Снабжение водой было хорошее, а бригада прибыла первой. Пожарные установили насос и начали качать воду. К сожалению, никто из них не знал, как бочка наполняется водой, и эти 18 юношей изнуряли себя двадцать минут, качая воздух без малейшего эффекта.

Во время разрушительного пожара Тауэра в Лондоне, в 1841 году, когда было уничтожено огромное количество имущества и различных древностей, было обнаружено, что все пожарные кареты и машины для тушения, принадлежавшие правительству, находились в плачевном состоянии. По словам комиссии, расследовавшей причины пожара, противопожарные меры были явно недостаточны.

У пожарного транспорта, содержавшегося или принадлежащего различным районам Лондона, было так мало общего в деталях, которыми они были оборудованы, что во многих случаях, когда несколько пожарных насосов собирались на пожаре, обнаруживалось, что резьба трубных соединений у одного насоса не подходит к другому, такого же размера и мощности. Во время пожара, к  насосу, вышедшему из строя из-за разрыва рукава или износа деталей, не подходил рукав от другого. Вследствие этого, пожары уничтожали все, что было им под силу.

Пожарная машина 19 века

Лондонское Учреждение Пожарных Машин, и позже Столичная Пожарная команда, выбрали машину Пакстона с 22 местами для пожарных производства Merryweather, которая продолжала использоваться до конца 19-ого столетия. Рычаги ручного насоса свернуты, на стороне короба для рукавов ясно видна раздвижная лестница. Карманы с каждой стороны предназначались для хранения всасывающих рукавов

Что до содержания противопожарного инвентаря в надлежащем состоянии, то в большинстве округов эти указания не выполнялись. Исключения составляли места, где оборудование попадало под присмотр добровольцев-подвижников, которые содержали его в готовом для работы состоянии.

При пожаре в округе Джэйт, в пригороде Лондона, когда на место прибыл пожарный насос, оказалось, что в комплекте отсутствует всасывающий рукав, таким образом, мощная машина для тушения пожара оказалась абсолютно бесполезной. И такие случаи происходили повсюду.

Лорд-мэр Лондона, в 1862 году высказал мнение, что противопожарные силы необходимо усилить, по крайней мере, в четыре раза.

Fires, fire engines, and fire brigades by Charles T. Young, 1866