Пожарные автомобили новой России

Основные параметры типажа

Итак, в конце 80-х годов закончился советский период развития пожарных автомобилей. К последнему десятилетию прошлого столетия пожарная охрана подошла с проблемным парком ПА, требующим восполнения, модернизации и структурной реконструкции производства ПА нового поколения.

Пожарная автоцистерна АЦ-7-40 (Урал-4320-1912)
Чертеж пожарной автоцистерны АЦ-7-40 (Урал-4320-1912)
Пожарная автоцистерна АЦ-7-40 (Урал-4320-1912)

Казалось бы, экономическая ситуации в стране в начале 90-х годов и состояние финансового обеспечения пожарной охраны не позволяли надеяться на успешное решение обозначенных проблем. Тем не менее, такие работы были начаты, причем начались они с пересмотра идеологии последнего советского типажа и разработки концепции принципиально нового типажа, адаптированного не только к условиям оперативного использования, но и к реальным финансовым ресурсам пожарной охраны в новых условиях: эпоха планового распределения ПА ушла в прошлое.

Уже в начале 90-х годов было принято решение о разработке нового типажа. Работы были начаты с разработки, апробации в региональных органах пожарной охраны и принятия новой концепции типажа.

Пожарный автомобиль целевого назначения АЦ-8,8-50 (КамАЗ-53229)
Чертеж пожарного автомобиля целевого назначения АЦ-8,8-50 (КамАЗ-53229)
Пожарный автомобиль целевого назначения АЦ-8,8-50 (КамАЗ-53229)

Типаж пожарных автомобилей устанавливает оптимальную по номенклатуре, параметрам и показателям совокупность составляющих типоразмерного ряда с указанием модификаций и производных моделей, объединенную общностью назначения, с показателями, учитывающими достигнутый уровень техники.

Основным принципом построения нового типажа явилось создание ряда ПА различного целевого назначения на основе использования, во-первых, параметрических рядов базовых шасси, во-вторых, параметрических рядов ПА.

Главным параметром базовых шасси, используемых для создания ПА, является величина их грузоподъемности.



Главным параметром ПА, на основе которого строятся их параметрические ряды, является один из основных параметров пожарного автомобиля, определяющий его наиболее характерные тактические, эксплуатационные и конструктивно-технологические особенности.

Пожарная автоцистерна целевого назначения АЦЛ-3-40/17 (КамАЗ-43253), выпускаемая ОАО "Пожтехника"
Пожарная автоцистерна целевого назначения АЦЛ-3-40/17 (КамАЗ-43253), выпускаемая ОАО "Пожтехника"
Пожарная автоцистерна целевого назначения АЦЛ-3-40/17 (КамАЗ-43253), выпускаемая ОАО «Пожтехника»

В качестве главных параметров ПА различного назначения были использованы:

  • вместимость цистерны для воды (м3);
  • вместимость пенобака (м3);
  • масса возимого порошка (кг);
  • масса огнетушащего газа (кг);
  • подача насоса при номинальном числе оборотов (л/с);
  • напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов, в т.ч.:
  • низкого давления (м вод. столба);
  • высокого давления (м вод. столба);
  • расход порошкового лафетного ствола (кг/с);
  • мощность стационарного электрогенератора (кВт);
  • длина рукавной линии (км);
  • высота подъема стрелы (м);
  • производительность вентиляторной установки (тыс. м3/ч);
  • число (количество) мест для боевого расчета, включая место водителя (ед.);
  • количество стационарных прожекторов (шт);
  • количество основных видов работ (шт);
  • количество измеряемых величин (шт):
  • грузовой момент (тм);
  • теплопроизводительность (Мкал/ч).
Аэродромный пожарный автомобиль АА-15/60 (МЗКТ-790912)
Аэродромный пожарный автомобиль АА-15/60 (МЗКТ-790912)
Аэродромный пожарный автомобиль АА-15/60 (МЗКТ-790912)

Для каждого типа ПА, представленного в типаже (АЦ, АНР, АТП и пр.) указаны:

  • грузоподъемность базового шасси (минимально допустимая);
  • колесная формула базового шасси, характеризующая его проходимость;
  • удельная мощность ПА (отношение номинальной мощности двигателя к величине полной массы ПА);
  • число мест боевого расчета (включая водителя);
  • основные параметры, отличные для ПА различного типа и назначения (эти параметры входят в обозначение ПА).

Отдельно представлены также некоторые дополнительные сведения, характерные для каждой модели ПА:

  • рекомендуемый тип шасси с указанием модели;
  • наличие лафетного ствола и его параметры;
  • тип насоса;
  • параметры спасательной люльки;
  • другие сведения.

Этих сведений, представленных в типаже, оказалось вполне достаточно, чтобы адекватно охарактеризовать параметрический облик каждой модели ПА и области ее возможного оперативного использования.

Концепция типажа

Генеральным принципом концепции типажа ПА на 2001-2005 гг., соответствующим указанным выше реалиям, стало ограничение (до допустимых пределов) числа базовых моделей ПА при одновременном расширении количества их модификаций в широком диапазоне технического использования.

Приоритетными направлениями развития парка ПА, которые нашли отражение в перспективном типаже, являются:

  • создание новых моделей ПА;
  • модернизация находящихся в производстве ПА с учетом фактического опыта их эксплуатации;
  • реконструкция находящихся в эксплуатации ПА с незначительным пробегом шасси, гарантирующим приемлемый уровень надежности и безопасности ПА;
  • создание пожарных прицепов со специальной надстройкой, расширяющих тактические возможности базовых (транспортирующих) ПА;
  • использование для создания и модернизации ПА специальных шасси (двигатель повышенной мощности, двойная кабина, отбор мощности и пр.), параметры которых отвечают требованиям соответствующих нормативных документов (ГОСТ, НПБ и т.п.).
Автоцистерна целевого назначения АЦ-1,0-4/400
Автоцистерна целевого назначения АЦ-1,0-4/400
Автоцистерна целевого назначения АЦ-1,0-4/400 (ЗиЛ-5301)

При разработке типажа предусмотрено создание комплексов ПА, приспособленных к конкретным условиям эксплуатации (климатические факторы) или оперативного использования (крупные пожары, специфические производства), в том числе:

  • комплекс ПА для Севера;
  • комплекс ПА для тушения крупных пожаров;
  • комплекс ПА природоохранного назначения (для ликвидации аварий и пожаров, связанных с нефтью и нефтепродуктами, химическими веществами, радиоактивными материалами, заражением атмосферной среды);
  • комплекс пожарно-спасательных автомобилей.

Базой для реализации концепции типажа на период до 2005 года стало использование блочно-модульного принципа создания семейства ПА единого функционального назначения. В новом типаже на период до 2005 года широко представлены специальные ПА (СПА): аварийно-спасательные, высотно-спасательные и другие. Однако после утверждения типажа произошла структурная реорганизация ГПС: пожарная охрана вошла в состав Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Пожарный автомобиль целевого применения АГТ-0,6 (ГАЗ-3309)
<Пожарный автомобиль целевого применения АГТ-0,6 (ГАЗ-3309)
Пожарный автомобиль целевого применения АГТ-0,6 (ГАЗ-3309)

В результате объединения двух сходных структур – пожарных и спасательных – возникла пожарно-спасательная служба.

Предусмотренные типажом специальные пожарные автомобили (СПА) уже не в полной мере отвечают профессиональным требованиям пожарной охраны. На вооружении пожарной охраны (ГПС) необходимо иметь СПА нового поколения, оснащенные средствами защиты личного состава, контроля среды, проведения разведки, оборудованием и устройствами для принятия первых мер по локализации возможного загорания и ликвидации последствий различных аварий и катастроф.

В типаже ПА на период до 2006 года, по аналогии с ПА основного назначении, специальные ПА дифференцированы по классам: легкий класс; средний класс; тяжелый класс. Соответствующим образом установлены значения их главных и основных параметров, формирующие модельные ряды СПА.

Потребность в СПА с расширенными функциональными возможностями может быть определена на основании мониторинга региональных органов пожарной охраны. Однако определенную «подсказку» в этом вопросе дает анализ структуры производства аналогичных моделей ПА за рубежом.



Рейтинг значимости ПА различных групп по величине их прогнозируемой потребности (% от общей потребности ПА):

Ранг Тип пожарного автомобиля Рейтинг значимости, %
1 Автоцистерна (АЦ) 63,5
2 Автолестница (АЛ) 8,2
3 Автомобиль ГЗДС (АГ) 3,2
4 ПА пенного тушения (АПТ) 2,7
5 Штабной ПА (АШ) 2,6
6 Насосно-рукавный ПА (АНР) 2,3
7 Рукавный ПА (АР) 2,2
8 Насосная станция (ПНС) 2,0
9 ПА связи и освещения (АСО) 1,9
10 Коленчатый автоподъемник (АПК) 1,7
11 ПА порошкового тушения (АП) 1,5
12 Аварийно-спасательный ПА (АСА) 1,0
13 Автолаборатория (АЛП) 0,8
14 ПА технической службы (АПТС) 0,7
15 ПА дымоудаления (АД) 0,7
16 ПА диагностики пожарной техники (АДПТ) 0,7
17 ПА — база ГДЗС (АБГ) 0,6
18 ПА профилактики средств связи (АПРСС) 0,6
19 ПА комбинированного тушения (АКТ) 0,4
20 ПА газового тушения (АГТ) 0,3
21 ПА отогрева пожарной техники (АОПТ) 0,2
22 Водозащитный ПА (АВЗ) 0,2
23 ПА газоводяного тушения (АГВТ) 0,2

Структура потребности в ПА входящих в типаж не является неожиданной: в начале 21 века пожарная охрана России хотела бы иметь на вооружении 75% основных ПА (автомобили тушения), около 13% — специальных ПА, и около 10% подъемно-спасательных (АЛ и АПК).

Вполне предсказуемой является доля АЦ в заявленном экспертами парке ПА тушения: она составила 87,5%, оставив остальным ПА основного назначения лишь 12,5%.

Требуемые пожарные автомобили по значимости:

Типы пожарных автомобилей Потребность, %
АЦ (Автоцистерны) 85
АПТ (ПА пенного тушения) 3,6
АНР (Насосно-рукавный ПА) 3,1
ПНС (Насосная станция) 2,7
АП (ПА порошкового тушения) 2,0
АКТ (ПА комбинированного тушения) 0,6
АГТ (ПА газового тушения) 0,4
АГВТ (ПА газоводяного тушения) 0,1