Пожарная техника, применяемая в России в XVIII — начале XX века

Первый городской водопровод в Москве был пущен лишь в 1805 г., в других городах водопроводы были введены в действие позднее: в Калуге в 1807 г., в Нижнем Новгороде в 1848 г., в Петербурге в 1861 г. Однако, длительное время городские водопроводы не могли существенно влиять на борьбу с пожарами, так как не было возможности использовать воду непосредственно из городской сети. Решение этой проблемы в 80-х годах XIX векапредложил русский инженер и общественный деятель Н.П. Зимин.

Николай Петрович Зимин

Николай Петрович Зимин

Николай Петрович Зимин (1849-1909) – выдающийся русский инженер и общественный деятель, благодаря которому Россия в области городского водоснабжения  не только не уступала зарубежным странам, но и во многом  их опережала. Более двадцати пяти лет жизни он посвятил созданию противопожарных водопроводов.

В 1883 году он представил в Московскую городскую управу «Проект снабжения города Москвы водою и охраны ее от пожаров», который обеспечивал пожаротушение без использования пожарных труб.

По его расчетам из такого водопровода предполагалось из восьми пожарных кранов получить по 50 ведер воды в минуту с высотой струи не менее 25,5 метров.

Такой режим достигался установкой на шести частях водопровода насосных станций, включаемых на период пожаротушения.



По проекту Н.П. Зимина в 1892 году был сооружен Мытищинский водопровод протяженностью 110 км, а чуть ранее – Самарский водопровод.

По его же проектам были сооружены хозяйственно-противопожарные водопроводы в Царицыне, Рыбинске, Тобольске, на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.

В 1885 году русским инженерам Шухову, Кнорре и Лембке было поручено произвести новые изыскания в бассейне Яузы, куда входят Мытищинские ключи, и составить проект устройства нового, расширенного Мытищинского водопровода.



Такие исследования, проведенные в 1887-1888 годах, подтвердили, что из Мытищинских источников можно взять 1,5 млн. ведер в сутки.

Решено было расширить водопровод на эту мощность, не прибегая к концессионерам. Строителями были назначены русские инженеры Н. П. Зимин, К. Г. Дункер и А. П. Забаев, руководил постройкой городской голова Н. А. Алексеев, а общий надзор за строительством водопровода был возложен на специальную правительственную комиссию во главе с крупным инженером И. И. Рербергом.

В 1892 году новый водопровод вступил в строй. Вместо Сухаревой были построены водонапорные башни у Крестовской заставы.

Вода в них поступала из Алексеевской промежуточной станции, из башен — непосредственно в городскую сеть и самотеком распределялась по городу.

Протяженность городской водопроводной сети составляла 110 км.

Mытищинская насосная станция близ станции "Мытищи". Первое машинное здание

Mытищинская насосная станция. Машинное здание

Мытищинская водокачка близ ст. Мытищи

Мытищинская водокачка близ ст. Мытищи

Aлексеевская насосная станция. Машинное здание

Aлексеевская насосная станция. Машинное здание

Aлексеевская насосная станция. Служебные постройки

Aлексеевская насосная станция. Постройки

Алексеевская водокачка за Крестовской заставой

Алексеевская водокачка за Крестовской заставой

 

Зимин определил необходимые размеры водопроводных труб, разработал типы задвижек, пожарных кранов, колодцев. Ему же принадлежит изобретение пожарного гидранта. Он провел обширные исследования по изучению потерь напора в трубах, пожарных рукавах, в свободных струях. Принимал участи в  проведении Н.Е. Жуковским опытов на московском водопроводе по изучению гидравлического удара – явления, которое «отец русской авиации» установил и вычислил в 1898 году. Николай Петрович наметил мероприятия по обеспечению исправности противопожарного водопровода. Разработанные Зиминым специальные вентили при повышении давления в водопроводной сети позволяли отключать хозяйственное потребление воды и весь ее объем использовать для тушения пожара.

Труды Н.П. Зимина имели важное значение для повышения эффективности пожаротушения. Его работы не устарели. В настоящее время в России эксплуатируются хозяйственно-производственные противопожарные водопроводы, и используется конструкция гидранта.

В 1770 годугорный инженер К.Д. Фролов разработал принцип защиты промышленных помещений от пожаров с помощью автоматических установок пожаротушения (прообраз современных спринклерных установок пожаротушения).

Пожарная лестница Петра Дальгрена

Пожарная лестница Петра Дальгрена



С увеличением числа многоэтажных зданий в городах России все острее вставала проблема спасания людей с верхних этажей горящих зданий. Наиболее удобными приспособлениями для этих целей оказались выдвижные пожарные лестницы. Первым русским изобретателем выдвижной пожарной лестницы был Петр Дальгрен. В архивах Российской академии наук сохранился чертеж изобретенной им лестницы оригинальной конструкции (1777 г.).

В 1809 годумеханик К.В.Соболев сконструировал 3-коленную выдвижную пожарную лестницу. В 1810 году Петербургский архитектор Гесте создал 5-коленную лестницу, высота выдвижения которой составляла 17 м. Во второй половине XIX века на вооружении российских пожарных были довольно громоздкие и маломаневренные выдвижные лестницы конструкции Лобова на 4 колесных конных повозках, производившиеся в мастерских Петербургского пожарного депо.   В 1895 году по чертежам А.А. Сергеева была построена механическая лестница, известная как “лестница образца 1895 г.”, которая из-за своей прочности и маневренности получила широкое распространение.

Изобретение парового насоса, паровых машин, паровых двигателей и другого пожарного инвентаря.

Первый паровой насос изобрели англичане Эриксон и Брайт-Уайт в 1839 году, этой новинке было суждено еще в течение долгих лет являться к месту пожара благодаря конной тяге. В 1863 году Московский машиностроительный завод Листа начал выпускать паровые насосы с конной тягой. Паровые машины начали применяться при тушении пожаров с 1865 года.

Крупные предприятия по производству пожарной техники впервые появились в России во второй половине XVIII века. В 1863 годув Москве открылся завод противопожарного оборудования Густава Листа, выпускавший ручные пожарные насосы, пожарные бочки, мелкий инвентарь и оборудование.

Паровой пожарный насос (1829 год)

Паровой пожарный насос (1829 год)

Паровой пожарный насос Паровой пожарный насос Паровой пожарный насос

Впоследствии завод, получивший значительное развитие, выпускал паровые пожарные насосы, химические огнетушители, пожарные обозы, пожарные рукава, водопроводное оборудование и т.д. Вторым крупным предприятием по выпуску пожарной техники был основанный в 1878 году Петербургский завод “Лангензипена и К°”, имевший отделения в Москве, Киеве, Харькове и Риге. На заводе изготавливали ручные и паровые пожарные насосы, гидропульты, лестницы, огнетушители и другое пожарно-техническое оборудование.

С изобретением паровых двигателей их использованием для привода пожарных насосов удалось значительно увеличить эффективность пожаротушения. В 1863 году для Санкт-Петербургской пожарной команды была приобретена английская паровая машина фабрики “Шанд-Мейсон”. Производительность паровых пожарных насосов превышала 1000 л/мин; водяная струя подавалась на расстояние 40 м и более. Позднее производительность паровых пожарных насосов возросла вдвое, но при всей эффективности они имели ряд недостатков: были достаточно тяжелы; их надо было вывозить на специальных тяжелых конных повозках; на разогрев парового котла требовалось значительное время (15-20 мин.).

Подготовка парового насоса

Подготовка парового насоса

В 1882 году в Москве был продемонстрирован паровой пожарный насос, собранный на московском заводе Густава Листа из иностранных деталей, а в 1896 году этот завод выпустил две паровые пожарные машины полностью отечественного производства. Массовый выпуск этих насосов был начат в 1903 году.

Середина XIX века была ознаменована первой попыткой создания паровой машины, которая оказалась успешной. Она обслуживалась, как правило, двумя специалистами и внешне напоминала паровоз. Невысокая скорость не позволяла пока еще паромобилю прибывать на место тушения раньше конных экипажей, но прогресс был налицо: пройдет еще немного времени — и современники смогут оценить его преимущества… К концу XIX столетия во многих городах Европы паромобиль занял достойное место в пожарных частях, значительно потеснив гужевой транспорт. Примечательно, что способ применения техники, использующей энергию пара, далеко не ограничивался всего лишь доставкой парового насоса — паромобили стали перевозить пожарный расчет и автолестницу. Внешний вид первых паромобилей на рубеже веков напоминал вид привычных конных экипажей: диаметр передних колес был меньше задних, а машинист подобно кучеру восседал на широких козлах.

Пожарный паромобиль. Нью-Йорк, США

Пожарный паромобиль. Нью-Йорк, США

Если в Европе предпочтение уже отдавали паровым самоходам, то на просторах Российской империи огнеборцы по-прежнему пользовались конной тягой для быстрого прибытия на пожар. Возможно, немаловажную роль в этом наряду с другими причинами играло бездорожье.

Впервые истории техники 1-го декабря 1904 года на заседании химической секции Русского технического общества российский гражданин Лоран доложил о своем изобретении средств и аппаратов пенного тушения, которые и в настоящие время состоят на вооружении пожарной охраны.

Производство паровых машин было налажено хорошо известной в России фирмой «Магирус» (Германия) 1904 г., компанией «Мерриветтер» (Англия). Каждая машина весила семь тонн, развивала скорость на хорошей дороге до 35 километров в час. Водяной котел отапливался жидким топливом либо дровами, а топливного запаса хватало на 25—60 километров пути. Паровая машина самохода была связана цепными передачами с задними колесами, а также с валом пожарного насоса, с установленными внизу повозки насосом, производительность которого составляла около 2.000 литров в минуту. Паромобиль мог доставить боевой расчет из пяти человек к месту бедствия, на машине компактно располагались всасывающие и выпускные пожарные рукава, другое вооружение…

Электромобиль “Браун”, 1908 г.

Электромобиль “Браун”, 1908 г.

А электрическая энергия в деле борьбы с огнем нашла свое применение в 1901 году, когда немецкая фирма «Юстус Кристиан Браун» изготовила самоходную пожарную линейку, движущей силой которой были электромоторы, получающие питание от тяжелых аккумуляторов. Батареи устанавливались в ящиках под сиденьями и вращали два осевых электромотора передних колес пожарной линейки общей мощностью 9,6 киловатта. Машина могла перевезти 10-12 топорников и ствольщиков. К минусам электромобиля мы можем отнести громоздкость конструкции, невысокую, до 30 километров в час, скорость, большую массу, частую перезарядку аккумуляторов, которая могла производиться в пожарных частях, оснащенных специальным оборудованием, и, как следствие, ограниченный радиус действия подобной машины. К плюсам – безотказность в работе двигателя, его легкий запуск, простоту конструкции и меньшую по сравнению с паромобилями стоимость.

Пожарный электромобиль Justus Christian Braun, 1902 год. Использовался в Швеции

Пожарный электромобиль Justus Christian Braun, 1902 год. Использовался в Швеции

Надо сказать, что эра пожарных паро- и электромобилей оказалась непродолжительной, она завершилась появлением бензомоторных машин, которые совершили настоящую революцию в деле пожаротушения. Долгое время специалисты с недоверием относились к автомобилям с бензиновым двигателем, выражались даже опасения по поводу целесообразности применения в борьбе с огнем пожароопасного бензинового «двигателя внутреннего взрывания». Эти сомнения несколько приостановили темпы оснащения пожарных частей автомобилями, и поиск привода, наиболее подходящего для машины огнеборцев, продолжался бы еще неизвестно сколько, если бы дискуссиям в среде разработчиков не положила конец… Первая мировая война. Именно на полях сражений и зарекомендовал себя с лучшей стороны бензомобиль — надежный и неприхотливый.
Что касается России, то она благополучно миновала эру машин с паро- и электродвигателями, в краткие сроки, проделав путь от конной тяги до пожарных автомобилей, оснащенных бензиновыми моторами.

Не смотря на отдельные достижения в разработки пожарной техники, к 1917 году во всей огромной стране насчитывалось всего 10 пожарных автомобилей. Основным средством борьбы с огнем оставались паровые пожарные машины на конном ходу, ручные поршневые насосы, багры, ломы, топоры и лопаты. Тяжел был и быт пожарных охраны труда и государственного страхования не существовало. До сих пор отсутствовала строгая организация тушения пожаров, на низком уровне было и отношение к пожарным в народе. Такой подошла пожарная охрана к началу нового этапа — этапа советской пожарной охраны.

Первый пожарный автомобиль (Киев, 1913 год)

Первый пожарный автомобиль (Киев, 1913 год)

1917 год стал переменным в судьбе огромного государства, Россия встала на новый путь своего развития. Издавались новые декреты, коснувшиеся всех сторон жизни государства. 17 апреля 1918 года В.И. Ленин подписал декрет »Об организации государственных мер борьбы с огнем».  Название декрета говорит о том, что вопросы организации борьбы с пожарами уже в первые месяцы существования Советской власти были приравнены к важным государственным задачам. Декретом от 17 апреля 1918 года предусматривалось планомерное проведение как предупредительных мер борьбы с пожарным бедствием, обращалось внимание на важность широкого развития профилактической работы.  Благодаря данному документу, развитие пожарной охраны в стране пошло ускоренными темпами, не смотря на все сложности военного времени.

Челябинск. Первый пожарный автомобиль, собранный энтузиастами пожарной охраны из автомобилей иностранных фирм. 1925 год

Челябинск. Первый пожарный автомобиль, собранный энтузиастами пожарной охраны из автомобилей иностранных фирм. 1925 год

Первый советский пожарный автомобиль АМО-Ф-15, открытая компоновка (1925 год)

Первый советский пожарный автомобиль АМО-Ф-15, открытая компоновка (1925 год)

В июле 1925 года в Ленинграде на заводе »Промет» объединения »Тремасс» был выпущен первый отечественный автонасос на 1,5-тонном шасси »АМО-Ф-15» с пожарным насосом производительностью 1200 л/мин. В конце 1927 г. на вооружении профессиональной пожарной охраны городов насчитывается около 400 пожарных автомобилей.

Пожарный автомобиль на базе шасси АМО-Ф-15

Пожарный автомобиль на базе шасси АМО-Ф-15

Огнетушителей изготовляется 200 тыс. в год, что намного превысило довоенный уровень их производства. В то же время начали производство спринклерного оборудования. В течение месяца изготавливали около 5 тыс. спринклеров, а так же все виды фитингов и контрольно-сигнальной аппаратуры.