Пожарная машина ПМЗ-11

Пожарная машина ПМЗ-11 с закрытым кузовом и двойной кабиной на базе УралЗИС-5

Пожарная машина ПМЗ-11 с закрытым кузовом и двойной кабиной на базе УралЗИС-5

Уральское семейство трехтонок УралЗИС-5 (как полностью идентичный ЗИС-5В), запущенное в производство в 1944 году на Уральском автомобильном заводе им. И.В. Сталина (УралЗиС), было одной из массовых моделей советских грузовиков. Грузовик отлично работал в условиях бездорожья, был прост в эксплуатации, при расчетной грузоподъемности в 3 тонны, мог перевозить до 5 тонн. Естественно он не мог быть обойден производителями пожарных автомобилей СССР. На его шасси сначала были разработаны ПМЗ-7 и ПМЗ-8, а в дальнейшем, на шасси УралЗис-5М, ПМЗ-11.

ПМЗ-11 предназначалась, в первую очередь, для пожарных частей небольших городов, посёлков и сельской местности, практически с неё началось решение большой задачи по обеспечению территории СССР пожарными автомоби­лями. В результате кое-где такие автоцистерны прослужили до 1970-х и даже до 1980-х годов! Небольшое количество таких машин дожило и до нашего времени, сохранившись на задворках провинциальных пожарных частей, в музеях и у реставраторов пожарной техники.

Проект стал лебединой песней Союзно-Проектно-Конструкторского бюро (СПКБ) взявшего модель в разработку ещё в конце  1948 года. Согласно техзаданию, требовалось разработать основной пожарный автомобиль с задним расположением нового, на тот момент, пожарного насоса ПН-25А. Но Варгашинский завод противопожарного оборудования смог начать серийный выпуск её смогли наладить только в 1952 году. К этому времени проект морально устарел, но его неоспоримым преимуществом было простота и доступность водителям прошедшим огненные дороги войны. Важной особенностью этой машины являлось то, что боевой расчет из шести человек располагался не на открытой линейке, а внутри закрытого отапливаемого, от отводимых выхлопных газов, кузова.

Боевой расчет ПМЗ-11. Свердловск. Завод Уралмаш, 1950-е годы

Боевой расчет ПМЗ-11. Свердловск. Завод Уралмаш, 1950-е годы. Фото из архива А. Карпова

Машина оборудовалась насосом ПН-25А, производительностью 25 л/с. Ёмкость цистерны для воды составляла 1420 л, имелся также бак для пенообразователя ёмкостью 80 л. Штатный боевой расчёт машины составлял 6 человек, включая водителя. У опытного образца всасывающие рукава размещались на подножках, с двух сторон, снизу автомобиля. Но это могло негативно сказаться на их состоянии, поэтому к началу массового производства рукава перекочевали на крышу.



Производство было организовано на Заводе противопожарного оборудования в г. Топки Кемеровской области, где она выпускалась до ноября 1955 года и в Варгашах до 1956 года.  Массовый выпуск ПМЗ-11 позволил в некоторой степени снять напряженность с техникой в пожарных частях и сохранится некоторым экземплярам до нашего времени. О «старичках» с теплотой вспоминают ветераны и вздыхают реставраторы-коллекционеры.

В качестве памятников ПМЗ-11 установлены в Смоленске, в Набережных Челнах, и в г. Нижний Ломов Пензенской области.

Памятник смоленским пожарным, погибшим в боях за Родину и на пожарах

Памятник смоленским пожарным, погибшим в боях за Родину и на пожарах. Источник: http://mib55.livejournal.com/106638.html

Наиболее точная действующая модель находится в городе Лобня Московской области, где её восстановили на ЗАО «НПО Лифтстрой» (генеральный директор Кочанов Анатолий Авсеевич,  и зам. ген. директора Кочанов Александр Анатольевич). Машина на ходу и принимает участие в различных шоу, а так же как прежде занимает достойное место в колонне пожарной техники на парадах!

Восстановленная пожарная машина ПМЗ-11

Восстановленная пожарная машина ПМЗ-11

Основные характеристики

Шасси УралЗИС-5М
Макс. скорость движения 60 км/ч
Грузоподъемность по шоссе 3 т
Боевой расчет, включая водителя 6 чел
Вес в полной боевой готовности 6820 кг
Распределение веса по осям:    
на переднюю 1430 кг
на заднюю 5390 кг
Габаритные размеры:    
длина 7000 мм
ширина 2200 мм
высота 2500 мм
база 3810 мм
Колея:    
передних колес 1545 мм
задних колес 1675 мм
Минимальный дорожный просвет 250 мм
Наименьший радиус поворота 8,6 м
Мощность двигателя 77 л.с.
Расход топлива на 100 км 34,0 л
Емкость топливного бака 60 л
Марка насоса ПН-25 А
Производительность 1500 л/мин
Напор 90 м вод.ст.
Тип вакуум-аппарата ГВА  
Наибольшая высота всасывания 7 м
Время всасывания 50 с
Ёмкости:    
для воды 1420 л
для пенообразователя 80 л

Дополнительная информация от Игорь Жуков

СПКБ расшифровывалось как Союзное Проектное Конструкторское Бюро, и располагалось в Москве на улице Тихвинская дом 32.
ПМЗ-11 была им разработана в 1949 году, и в конце года документация была отправлена на Варгашинский завод. Но из-за того, что не был готов даже опытный образец насоса и коробка отбора мощности, поставляемые другими заводами, опытный образец ПМЗ-11 был выпущен только в 1951 году, и 18 июля начались его испытания. Из-за серьёзных конструктивных и производственных дефектов машина испытания не прошла.
Доработанный опытный образец вышел на испытание в 1952 году.
Тогда же, в 1952 году (а не в 1953), с установочной партии в 10 штук, начался серийный выпуск ПМЗ-11.
Топкинский завод выпустил ПМЗ-11 не намного меньше чем Варгашинский. В Варгашах долго не могли наладить массовый выпуск, так как отвлекались на другую продукцию, и данная модель выпускалась с перебоями. Только к концу 1954 года выпуск ПМЗ-11 в Варгашах стабилизировали.
А вот Топкинский завод, выпускавший ПМЗ-11 до ноября 1955 года, с большим трудом, но старался выполнять план по выпуску. Так что считать Варгаши основным производителем не совсем корректно. К тому же, большинство доживших до наших дней ПМЗ-11, известных мне, выпущены именно в Топках.

Фотографии