Первые пожарные автомобили освещения

Давно замечено, что ночью яркое пламя рядом с темными предметами или кромешной тьмой еще не охваченных огнем помещений, где уже отключено электричество, создает сильный контраст освещенности. Чтобы не искать впотьмах очаг возгорания, пожарным требуется специ­альный источник света. С древности и до недавних пор они шли в темные закоулки горящих домов с факелами (смоляными, воско­выми, магниевыми, керосиновыми) и фонарями (свечными, аце­тиленовыми и др.). Столь слабые источники света не позволяли осветить значительное пространство, к тому же их пламя, случа­лось, само способствовало распространению огня. Так что по­жарным в ночное время приходилось действовать с большим ри­ском, нежели днем. Чтобы повысить эффективность пожароту­шения в темное время суток, применили новинку XX в. — элект­рические прожекторы. Однако, прежде чем они стали пригодными для этого вида деятельности, специалистам различных отрас­лей техники пришлось изрядно потрудиться.

Сначала прожекторы заимствовали в армии, на флоте и желез­ной дороге. Одни (дальнего действия) фокусировали лучи в узком пучке, обеспечивая небольшое, но очень яркое пятно. Другие же (ближнего действия) достаточно хорошо освещали предметы на малом расстоянии в широкой зоне. Их называли прожекторами заливающего света (ПЗС). Особенностью обоих типов было круг­лое световое пятно. И если первые не годились из-за чрезмерной концентрации лучистого потока, то вторые, хотя и подходили, но слишком уж рассеивали свет. Пожарным требовался прожектор с конусообразным пучком света, дававшим эллиптическое пятно на плоской поверхности: не слишком высокое, но достаточно широ­кое. Создать нужный отражатель с двумя сопряженными парабо­лическими поверхностями оказалось слишком уж сложной зада­чей. Поэтому решили вместо одного «идеального» светильника применять несколько ПЗС с углом рассеяния 30 — 40 градусов, Их ставили в ряд и освещали горящее здание. Поначалу применяли ПЗС ти­пов ВЭО-ХІV-4 (диаметром 46 см с лампой мощностью 1000 Вт) и ВЭО-ХХVІІ (соответственно, 35 см и 500 Вт).

Первый отечественный прожекторный ход изготовили сотруд­ники Ленинградской Государственной пожарной охраны (ЛГПО) в 1929 г. На шасси грузовика Я3 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрический генератор мощностью 5 кВт напряжением 127 В, понижающий трансфор­матор для питания прожекторных ламп напряжением 12 В. Иног­да их подключали к автомобильному аккумулятору. В кузов гру­зили прожекторы и разнообразный инструмент. Развертывая ос­вещение, старались подключать трансформатор к ближайшей подстанции. Бойцы с небольшими прожекторами (диаметром до 35 см) проникали в здание, освещая пожарным путь к очагу возгорания. Эффект такого освещения помещений горящих объектов оказался высоким и показал целесообразность соз­дания специальных машин. В этом снова отличилась ЛГПО. Вот как поступили ее специалисты.

Прожекторный автомобиль сделали из автобуса ЗИС-8 (шас­си АМО-4, позднее ЗИС-11). За спинкой водительского сидения расположили распределительную коробку от ПМГ-1. Салон раз­делили на три отсека: передний, средний, задний. В последнем установили электрогенератор, на перегородке закрепили шесть прожекторов диаметром 35 см с лампами мощностью 500 Вт. В средний — поместили 12 переносных прожекторов диаметром 25 см с лампами по 250 Вт (каждый с проводом дли­ной 40 м) и два — диаметром 50 см и лампами по 1000 Вт. Там же положили две распределительные коробки. Провода в вось­ми бобинах по 50 м втиснули в ящики, подвешенные к поднож­кам машины. В переднем отсеке был пульт управления освещением, три скамьи, в их коробах лежали защитные костюмы, са­поги, амуниция и приборы личной защиты, на полу стоял транс­форматор. Как же использовалась эта машина на пожаре?

Пожарный автомобиль освещения, созданный ЛГПО на шасси АМО-4
Пожарный автомобиль освещения, созданный ЛГПО на шасси АМО-4
Пожарный автомобиль освещения, созданный ЛГПО на шасси АМО-4

Подъехав к горящему объекту, из автомобиля вытаскивали прожектора, устанавливали их на треноги и подсоединяли к ним провода. Трансформатор подключали к электроподстанции или генератору, после чего включали прожектора. При необходимо­сти носимыми прожекторами освещали внутренние помещения горящего здания. При изменении ситуации прожектора перено­сили на другие места. Потушив пожар и обеспечив отъезд по­жарных, укладывали прожектора, провода и прочие принадлеж­ности на свои места. Лишь после этого покидали пожарище.

Пожарные сразу нашли применение «светоносному» авто­бусу. Ночные бдения осветителей стали для них нормой жиз­ни. Об одном эпизоде рассказал ветеран пожарной обороны Санкт-Петербурга Н.Г. Лукашевич:

«Мне запомнился пожар в ночь с 31 августа на 1 сентября 1935 г. Было пасмурно, но без дождя. В дежурке мы вспоминали свои учебные года. Вдруг после 10 вечера поступил сигнал о возгорании на заводе «Нефтегаз», что по шоссе Энтузиастов, 132. Приехали быстро. Сполохи пламени на пяти объектах и кромешная тьма вокруг них не радовали. Горели трех- и пятиэтажные корпуса, слесар­ная мастерская, огромная емкость с нефтепродуктами и еще что-то. Около нашей машины остановился осветительный ав­тобус, Из него сразу же начали вытаскивать прожектора. Их устанавливали на треногах поближе к горящим объектам и прокладывали провода. По команде включили свет, и во дворе «Нефтегаза» стало все видно. Наш расчет охлаждал емкость с бензолом. На ее стенке красовалась метровая надпись «№ 10». Мы с четырех сторон поливали эту «кастрюлю» из стволов и видели, что делают другие расчеты. К окнам корпу­сов приладили лестницы. Первыми внутрь проникли осветите­ли с небольшими прожекторами за которыми тащились про­вода. Окна осветились, но не пламенем, а электрическим светом. Следом пошли пожарные с брандспойтами и шанцевым инструментом. Все расчеты действовали согласовано, и грозный пожар удалось локализо­вать, а через пять часов и вовсе погасить. Освеще­ние не отключали, покуда пожарные собирали свое имущество и уезжали с территории завода. Когда наша машина отъезжала, я увидел, что осветители тоже начали свертывать свою технику».

Всего на горящие объекты подали 29 стволов. Воду брали из ма­гистрали и искусственного водоема. Никто из «тушил» не постра­дал. Действия пожарных и осветителей признали правильными, а убытки «Нефтегаза» — минимальными.

Технические характеристики прожекторного автомобиля ЛГПО (ЗИС-11)

Базовое шасси ЗИС-11
Численность экипажа 10 чел.
Прожекторы в задней чести (500 Вт) 6 штук
Выдвижные прожекторы (1000 Вт) 2 штуки
Носимые прожекторы (200 Вт) 12 штук
Мощность электрогенератора 11,5 кВт
Количество взрывобезопасных ручных фонарей 6 штук
Количество защитных костюмов 6 компл.
Количество ручных электропил 4 штук
Прожекторный автомобиль ЛГПО на шасси ЗиС-11

Прожекторный автомобиль ЛГПО на шасси ЗиС-11

Успешные действия ленинградских осветителей ночных пожа­ров побудили наших специалистов приступить к разработке необ­ходимой техники. Так, в 1937 г. (именно тогда организовали НИИ противопожарной обороны) завершили проектирование прожекторно-противодымного хода. В машине обтекаемой формы было четыре отсека. В первом сидели шофер командир и боец. Во вто­ром — шесть пожарных, и тут же стояли два носимых прожектора с лампами по 500 Вт. В третьем крепились два выдвижных дыморефулера. В последнем же (с задними дверями) располагались две группы по три прожектора с лампами 500 Вт и 1000 Вт, В комплект входили 10 складных всасывающих рукавов по 2 м длиной и диа­метром 280 мм, четыре прорезиненных 20-метровых рукава и дру­гие принадлежности. В кузове располагались электрогенератор, противогазы, шанцевый инструмент и пр.

До Великой Отечественной войны не смогли освоить выпуск та­ких машин. Лишь в 50-х гг. начали делать автомобили связи и осве­щения (АСО). Их строили на шасси ЗИС-150, позже — на ГАЗ-66 и ПАЗ-672. В начале 90-х гг. потребовалась более совершенная ма­шина. Вот что рассказал один из ее создателей подполковник Все­российского НИИ пожарной обороны (ВНИИПО) Ю.Г. Улогов:

«В январе 1995 г. меня назначили научным руководителем этого проекта. Техническое задание (ТЗ) разработали в руководимом мной подразделении. Мы согласовали его с Главным управлением МВД и будущим изготовителем — подмосковным Жуковским ме­ханическим заводом (ЖМЗ), специалисты которого без дополни­тельного финансирования выпустили конструкторскую документа­цию. В некоторых технических решениях мы применили авиацион­ные технологии, например, электрогенератор частотой 400 Гц. Это существенно снизило вес генератора и позволило вырабатывать гораздо большую мощность. Опытный образец сделали в апреле. Машину создали в рекордно короткие сроки, ведь со дня начала работ над ТЗ до выезда новинки из цеха не прошло и трех месяцев! Испытания шли почти год. После их завершения 16 февраля 1996 г. начался выпуск машин АСО-20».

Вот некоторые технические характеристики новинки: шасси — ПАЗ-3205, колесная формула — 4×2 или 4×4, мощность электроге­нератора — 20 или 40 кВт, 2 или 3 прожектора с кварцевыми лам­пами по 1,5 кВт на мачте высотой до 8 м, три стационарные и до 20 носимых радиостанций. Трудно поверить, что далеким аналогом этого удивительного автомобиля явилась осветительная машина, изготовленная питерскими пожарными в далеком 1929-м…

Техника молодежи, № 6/2002