Особенности конструкции советских пожарных автомобилей. Инженерный период

В 50-е годы было освоено производство 30 и 50-метровых автолестниц. В инструкциях на эти автомобили было сказано (дословно): «Механические лестницы, поворотные и съемные, предназначены для спасания людей во время пожара или для пожаротушения»

Словосочетание «или для пожаротушения» означало, что на автолестницах в то время устанавливали еще и пожарные насосы. Насос обычно работал на лафетный ствол, устанавливаемый на вершине лестницы.

Этот же насос при необходимости мог подавать воду и в самостоятельную рукавную линию, не связанную с работой автолестницы. Если лестница могла сниматься с шасси, то автомобиль мог работать как обыкновенный штатный автонасос.

Автолестница АЛМ-45(200) на базе шасси МАЗ-200 Автолестница АЛМ-45(200) на базе шасси МАЗ-200
Автолестница АЛМ-45(200) на базе шасси МАЗ-200

Широкое распространение получили в 40-е годы автомобили водозащитной службы. Тогда считалось, и не без оснований, что ущерб от пролитой воды может оказаться больше ущерба от самого пожара. Комплектация такого автомобиля: легкая помпа, гидроэлеваторы, средства водозащиты, другие вспомогательные средства.

Автомобиль водозащитной службы на шасси ЗИС-5. Москва, середина 30-х годов

Автомобиль водозащитной службы на шасси ЗИС-5. Москва, середина 30-х годов

Но самое оригинальное изделие из комплектующих – водонасос. Водонасос – это небольшой агрегат, предназначенный для оперативного удаления воды из помещения после  ликвидации пожара. Он состоит из щетки и коловратного насоса, приводимых в действие от двигателя (бензинового или электрического), смонтированного на раме водонасоса, или от постороннего двигателя через гибкий вал. Перемещался насос с помощью двухколесной тележки.

Механическая щетка (водонасос)  для уборки излишков воды

Механическая щетка (водонасос) для уборки излишков воды

Альтернативным способом снижения ущерба от проливов воды является использование распыленной воды для тушения пожаров были проведены в России И.А. Вермишевым еще в 1900 году. В  30-50-е годы пришел унифицированный ствол – распылитель типа РСК – ручной ствол комбинированный.

Ручной ствол комбинированный РСК-50

Ручной ствол комбинированный РСК-50

Перед войной и в послевоенные годы в стране широко применялись прицепы а ПА, смонтированные на одноосной тележке. Они использовались сельской пожарной охраной, а также в городах для целей ПВО.

Для комплектования материальной части пожарной охраны были предназначены следующие однотонные автоприцепы:

  1. рукавный – доставка на пожар рукавов и рукавного оборудования;
  2. осветительный – доставка легких электростанций, прожекторов, кабеля и пр.;
  3. технический – доставка инструмента и оборудования для разборки конструкций на месте пожара;
  4. водозащитный – доставка на пожар средств водозащиты;
  5. пенный – доставка на пожар пенопорошка, пенообразователя и технических средств для получения пены;
  6. углекислотный – прицеп с батареей углекислотных баллонов, рукавами и снегообразователем;
  7. дымозащитный – прицеп с дымососом и арматурой к нему.
Цистерно-рукавный прицеп ЦРП-20 (704), 50-60 годы

Цистерно-рукавный прицеп ЦРП-20 (704), 50-60 годы

Рукавный прицеп РП-0,8 (704). 1950-1960-е годы

Рукавный прицеп РП-0,8 (704). 50-60 годы

Углекислотный прицеп УП-8. Середина 1950-х годов

Углекислотный прицеп УП-8. Середина 1950-х годов

Прицепная мотопомпа ММ-1200. Середина 1950-х годов

Прицепная мотопомпа ММ-1200. Середина 1950-х годов

Лестница прицепная ЛП-18 модель ЛЖ. Конец 1950-х годов

Лестница прицепная ЛП-18 модель ЛЖ. Конец 1950-х годов

К сожалению, в последующем пожарная охрана Советского Союза отказалась от применения прицепов. В 1995 году в США в пожарной охране на вооружении было 72300 прицепных мотопомп и других прицепов, в Германии – 8000, в Австрии -7700, в Чехии 10700 и.т.д.

Говоря о технических ресурсах 30-40-х годов, следует упомянуть о пожарных катерах и судах.

Пожарный катер для защиты порта (длина катера – 16 м, скорость – 25 км/ч) снабжен тремя насосами с подачей 3000 л/мин при давлении 10 м вод. ст.; суммарная подача на стоянке – 9000 л/мин воды. Для тушения используются лафетный ствол и выкидные линии.

Базовое пожарное судно для защиты морских баз снабжено мощными насосными установками (2-4 центробежных насоса) с общей подачей до 60000 л/мин при напоре 10-12 атм. Количество лафетных стволов – от 4 до 9 с расходом 5000-10000 л/мин каждый при давлении 10-20 атм.

Для получения давления 20 атм. соединяют последовательно два насоса. Общая длина напорных рукавов – 2500 м. Углекислотные батареи с числом баллонов до 50 и более размещены в надстройке судна. Один из лафетных стволов размещен на башне высотой 10-16 м над верхней палубой. Судно снабжено системой самозащиты от теплового излучения при пожаре, в том числе от разлитой в воде горящей ЛВЖ.

Весьма продуктивный инженерный период развития ПА с частой сменой моделей, технических решений, альтернативных разработок остро поставил проблему качества пожарных машин, обеспечения их эксплуатационной надежности.