Особенности конструкции советских пожарных автомобилей. Дизайнерский период



Но дизайнерским период так и не стал, и тому были свои причины.

В середине 60-х годов произошла смена поколений в производстве тех базовых шасси, которые традиционно использовались для создания соответствующих пожарных автомобилей. Это обстоятельство предопределило необходимость создания и освоения производства пожарных автомобилей нового поколения.

В типаже предусматривалось производство 29 моделей (из них 10 автоцистерн), реализован же он был на 60%. Отдельные модели ПА, входящих в типаж, были изготовлены в виде опытных образцов (партий) и до серийного производства доведены не были. К концу 60-х годов страна осталась с единственным пожарным насосом (ПН-40У), который ставился на все модели ПА, с одним лафетным стволом ЛС-20, с двумя ручными стволами типа А и Б.

Пожарный насос ПН-40У
Пожарный насос ПН-40У: 1 — краник сливной; 2 — рычаг; 3 — стакан уплотнительный; 4, 11 — подшипники; 5 — пробка; 6 — вал насоса; 7 — корпус привода тахометра; 8 — червяк привода тахометра; 9 — муфта фланца; 10 — уплотнение сальниковое; 12 — щуп; 13 — кольцо резиновое; 14 — шланг с масленкой; 15 — корпус насоса; 16 — кольцо; 17 — рабочее колесо; 18 — шайба стопорная; 19 — гайка; 20 — крышка насоса; 21 — патрубок всасывающий; 22 — шестерня привода тахометра; 23— манжета резиновая; 24 — кольцо сменное; 25 — винт
Принципиальная схема водопенных коомуникаций пожарных автомобилей с насосом ПН-40У
Принципиальная схема водопенных коомуникаций пожарных автомобилей с насосом ПН-40У: 1 — пожарный насос ПН-40У, 2 — вентиль из насоса в цистерну, 3 — вентиль из цистерны в насос, 4 — пробковый кран пеносмесителя, 5 — сопло струйного насоса, 6 — дозатор пеносмесителя, 6 — обратный клапан, 8 — вентиль из пенобака, вентиль для промывки пеносмесителя, 10 — штуцер для забора пенообразователя из посторонней емкости, 11 — задвижки напорных патрубков, 12 — манометр, 13 — переливная труба, 14 — всасывающий патрубок насоса, 15 — сливной кран насоса, 16 — цистерна с водой, 17 — бак с пенообразователем, 18 — мановакуумметр
Пожарный лафетный ствол ЛС-20

Пожарный лафетный ствол ЛС-20

Особенно неблагополучное положение дел сложилось с выпуском специальных ПА: из 13 моделей таких ПА, выпускавшихся до 1985 года, было снято с производства 8. На период до 2000 года, промышленностью выпускались для вооружения пожарной охраны практически лишь пожарные АЦ среднего класса (с количеством вывозимых средств тушения 2-4 т).

Структура выпуска АЦ в сравнении с выпускаемой за рубежом:

Класс автоцистерн СССР За рубежом
Легкий (до 2 т воды) 15% 40%
Средний (от 2 до 4 т воды) 83% 45%
Тяжелый (свыше 4 т воды) 2% 15%

Сложившееся положение характеризовало господствовавшую в течение многих лет идеологию: решить проблему технической оснащенности пожарной охраны за счет создания универсальной АЦ среднего класса с одним типом насоса.

В начале 60-х годов родилась идея использовать для борьбы с пожарами отработавшие газы, образующиеся при работе турбореактивной установки самолетов.

Пункты сгорания топливной смеси турбореактивного двигателя содержат на выходе из сопла менее 14% кислорода и являются, таким образом, инертными. Добавление к отработавшим газам воды, распыливаемой ими до мелкодисперсного состояния, значительно повышает огнетушащую эффективность установки.

Так появившийся первый, не имеющий аналогов в мире автомобиль газового тушения АГВТ-100 на шасси ЗИЛ-131, впоследствии многократно подтверждавший свою высокую эффективность.

Автомобиль газо-водяного тушения АГВТ-100

Автомобиль газо-водяного тушения АГВТ-100

В 1973 году выпущен первый отечественный автомобиль порошкового тушения АП-2. Это был первый в мире порошковый автомобиль низкого давления (давление в цистерне 1,5 кгс/см2), создаваемое ротационными компрессорами. Благодаря низкому давлению удалось получить порошковую струю высокой огнетушащей концентрации. Однако дальность струи была недостаточной, поэтому при последующей модернизации рабочее давление увеличили до 4 кгс/см3 с помощью баллонной системы. Одновременно была увеличена масса возимого порошка, и автомобиль стал выпускаться под маркой АП-3.

Автомобиль порошкового тушения АП-2 Автомобиль порошкового тушения АП-2
Автомобиль порошкового тушения АП-2. Фото В. Максимова, 2004

Принципиальная схема и основные гидравлические характеристики первого советского порошкового автомобиля были использованы затем при создании ПА комбинированного тушения АКТ-2,5/3 на шасси ЗИЛ-133ГЯ, болотохода порошкового тушения на гусеничном шасси ДТ-10П и контейнера порошкового тушения КП-1,5.

Автомобиль комбинированного тушения АКТ-2,5/3 на шасси ЗИЛ-133ГЯ

Автомобиль комбинированного тушения АКТ-2,5/3 на шасси ЗИЛ-133ГЯ

С освоением в 80-е годы крупных месторождений нефти и газа в Западной Сибири был создан модельный ряд специальной техники на базе двухзвенного болотохода ДТ-10П и в его состав входили:

  • пожарная машина водопенного тушения;
  • пожарная машина порошкового тушения;
  • пожарная машина по доставке съемных модулей (контейнеров) водяного и порошкового тушения, а также склада порошка в сборе с зарядной станцией воздухом.

Машина водопенного тушения МВТ-60 (ДТ-10П)

В 1988 году для тушения пожаров в высотных зданиях создан первый отечественный насосно-рукавный автомобиль ПНВ 20/300 на шасси КамАЗ (6х6). Специальный высоконапорный насос (подача 20 л/с, напор 300 м вод.ст) состоящий из 3 секций, подача воды в высотные здания (до 100 м). Рукава высокого давления диаметром 51 и 66 мм общей длиной 340 м и высоконапорной арматурой. Общий запас средств тушения (вода и пенообразователь) равный    4,3 т., может автономно работать достаточно длительное время.

Была изготовлена партия машин вагонной компоновки, многоцелевого пожарного автомобиля. Испытания подтвердили высокую эффективность, но в 80-е годы свободных ресурсов на подобные работы к тому времени не было.

Дизайнерский поиск оптимальной компоновки пожарной  автоцистерны вагонного типа на шасси ЗИЛ-130 (совместная разработка ВНИИПО и ВНИИТЭ)

Дизайнерский поиск оптимальной компоновки пожарной автоцистерны вагонного типа на шасси ЗИЛ-130 (совместная разработка ВНИИПО и ВНИИТЭ)

Новые проблемы производителям ПА поставил пожар на Чернобыльской АЭС, поэтому был сформулирован ряд требований: подача огнетушащих веществ распыленными, компактными, импульсными струями с больших расстояний от очага горения; дистанционное управление техникой и пожарными стволами; массированное тушение на большие площади; возможность доставки техники на боевые позиции в труднодоступные места и.т.д.

В канун 90-х годов был создан комплекс нестандартных технических систем. На базе танка Т-55 создан самоходный лафетный ствол «Сойка», обеспечивающий подачу 100 л/с воды или раствора пенообразователя на расстояние до 100м по воде и 70 м по пене. Ствол имеет дистанционное управление.

Самоходный лафетный ствол "Сойка" (на базе Т-55)

Самоходный лафетный ствол "Сойка" (на базе Т-55)

Многофункциональная установка пожаротушения на базе танка Т-55 вывозит 13,65 т огнетушащих веществ (вода, смола КФ-МТ, отвердитель, пенообразователь). Лафетный ствол на этой базе обеспечивает подачу, кроме всего прочего, твердеющей пены.

Машина пожарной разведки «Броня» (база – Т-55) и подвижный пункт управления «Иртыш» (Т-62) для разведки и управления операции, они защищены от излучения с кратностью 10, «Иртыш» — 20.

Машина пожарной разведки "Броня" (на базе Т-55)

Машина пожарной разведки "Броня" (на базе Т-55)

С этими машинами прошла профессиональная жизнь целого поколения пожарных. Эти машины и сейчас в большинстве своем составляют основу действующего парка ПА, обеспечивающего пожарную безопасность страны.