Организация структуры пожарной охраны в 1920 — 1940 годах

Взяв под свое единоначалие всю деятельность пожарной охраны, центральный пожарный отдел (ЦПО) приступил к организации ее структуры. В губерниях и городских отделах коммунального хозяйства были созданы подотделы, на предприятиях были введены должности пожарных уполномоченных. В октябре 1920 года Реввоенсоветом республики издается приказ о недопустимости вмешательства в действия по тушению пожаров посторонних лиц.

В 1920 году в крупных городах (в Москве, Петрограде и Киеве) началась замена конных линеек на автомобили. Поскольку в РСФСР, предприятий по выпуску еще не было, то автомобили закупались за рубежом. Для обеспечения оснащенности команд уездных городов и сельской местности конными линейками в соответствии с Постановлением Совета труда и обороны (СТО) от 18 мая 1921 года у населения была проведена мобилизация и разверстка 3 тыс. лошадей.

В целях усиления борьбы с пожарами и организации мер по их предупреждению Постановлением СТО от 23 августа 1921 года при НКВД создаются «пожарные тройки»: при НКВД – комиссия в составе представителей Наркомата труда, ВЧК и НКВД; при пожарных подотделах – в составе представителей отдела труда, ЧК и пожарных подотделов. К концу 1921 года пожарная охрана республики начала восстанавливаться на принципах единоначалия со строгой дисциплиной и подчиненностью центральному пожарному отделу (ЦПО).

В результате организационно-технических мероприятий, проведенных ЦПО, в городах снизилось количество пожаров, по сравнению с дореволюционным их количество уменьшилось в 2 раза и составило 4000 в год.

Успешная борьба с пожарами в этот период активным переходом городских пожарных команд на автотягу. Толчком к этому весьма своевременному техническому перевооружению «способствовал» голод, обрушившийся на города и селения республики и унесший значительную часть поголовья скота, в том числе и конных обозов.

Пожарные автомобили 20-х годов

Пожарные автомобили 20-х годов

Боевой расчет пожарной команды

Боевой расчет пожарной команды

Пожарные команды пополнялись в основном автомобилями, списанные военным ведомством. Из нескольких испорченных приходилось собирать один работающий.

Однако, несмотря на вышеприведенные трудности, в 20-е годы городские пожарные команды были укомплектованы автомобилями, которые не только ускорили приезд на пожары, но и, благодаря неиссякающим умам русских умельцев, были приспособлены для подачи воды даже через ручные трубы.

Пожарный автомобиль 20-х годов

Пожарный автомобиль 20-х годов

Значительно хуже обстояли дела в сельской местности, где пожары возникали в 15 раз чаще городских, но ни техники, ни боеспособных дружин явно не хватало для противоборства с огнем.

В 1924 году было зарегистрировано 68464 сельских пожара. Эта проблема требовала незамедлительного решения.

В этот период высокими темпами происходит прирост промышленной продукции (в 1922 году он составил 30,3%; в 1923 – 52,9%; 1924 – 14,6%; 1925 – 66,1%). Были введены в эксплуатацию десятки крупных заводов, фабрик, восстанавливались рудники, шахты, нефтяная промышленность. Налаживался выпуск новой продукции.

Взяв курс на индустриализацию, страна превратилась в большую стройку. Возводились сотни новых объектов с современной материально-технической базой. Появились новые производства, в том числе и пожароопасные.

Ситуация требовала совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности, которая в короткий срок должна «догнать» темпы строительства новых объектов и решить прежнюю проблему борьбы с пожарами в сельской местности.

Необходимо было повысить активность работы центрального пожарного отдела (ЦПО), дополнить ряды работников пожарной охраны инженерно-техническими кадрами; привлечь общественность и восстановить добровольческое движение; создать научно-техническую основу для дальнейшего совершенствования пожарной безопасности; создать предприятия, специализирующиеся в области изготовления пожарной техники. Немаловажной задачей считалась и пропаганда пожарной безопасности.

В 1923 году состоялась первая Всероссийская Пожарная конференция, на которой были сформулированы основные направления развития пожарной охраны:

  1. Организация государственного пожарного надзора;
  2. Подготовка пожарно-технических кадров;
  3. Введение государственного учета всех пожаров и их убыточности для народного хозяйства;
  4. Восстановление профессиональных и добровольных пожарных организаций, усиление их кадров и материального положения;
  5. Восстановление производства пожарного инвентаря и оборудования;
  6. Учреждение ведомственных пожарных охран и объединения их деятельности;
  7. Ведение широкой пропаганды среди масс рабочего и крестьянского населения и др.

Новое руководство ЦПО взяло курс на возрождение, активизацию работы и расширение численности добровольных дружин. 11 июля 1924 года был утвержден первый Устав добровольного пожарного общества. Это дало мощный импульс к возрождению добровольчества. Уже к 1929 году в стране насчитывалось 35000 добровольных пожарных дружин численностью дружинников 1 млн. человек.

Важнейшим законодательным актом в области пожарного дела стало Положение «Об органах государственного пожарного надзора РСФСР», утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 18 июня 1927 года. В этом документе законодательно утверждаются централизация руководства пожарной охраной и функции государственного пожарного надзора. Положение твердо устанавливает руководство пожарным делом в РСФСР за НКВД РСФСР и за народными комиссариатами внутренних дел автономных республик.

Главнейшими функциями центрального пожарного отдела (ЦПО) являются:

  1. Разработка государственного плана противопожарных мероприятий и наблюдение за его осуществлением;
  2. Руководство, надзор и контроль за состоянием пожарной охраны и деятельностью коммунальных, ведомственных и общественных пожарных организаций, а также объединение их работы.

Положение сохраняет за ЦПО вопросы технической нормализации инвентаря, оборудования, снаряжения и общего контроля и надзора за их качеством; общее техническое руководство внедрения автоматического огнетушения, пожарной сигнализации и другого противопожарного оборудования; содействия развитию пожарно-технического оборудования и просвещения; общий учет пожарно-технических сил; рассмотрения уставов для добровольных пожарных организаций; утверждение норм пожарной безопасности.

Добровольная дружина

Добровольная дружина

Положением предусматривалось возложение управления пожарным делом на местах на руководство исполкомов, что вовлекало власть в управление и организацию пожарной охраны и возлагало на них ответственность за пожарную безопасность.

Этот документ стал руководящим для дальнейшего развития пожарной охраны страны, законодательно закрепив за ней сферу деятельности, в том числе – проведение предупредительных мероприятий, что впоследствии послужило созданию целой структуры  государственного пожарного надзора (ГПН).

К 1930  году подготовку кадров вели 15 областных годичных курсов 52 краткосрочных курса для сельских пожарных работников.

Наладилось производство огнетушителей различных марок. Стали выпускаться два вида пенных огнетушителей. Одним из важных научно-технических достижений в области пожарной безопасности стал выпуск электрической (автоматической) пожарной сигнализации.

Так с 1925 по 1930 года производство автомобилей увеличилось с 21 до 650 (более чем в 30 раз); пожарных мотопомп – с 1 до 350, ручных пожарных насосов с 4000 до 30000, огнетушителей с 30000 до 60000, спринклеров с 20000 до 100000 (в 5 раз).

В этап интенсивного развития СССР задачи, поставленные перед пожарной охраной, были выполнены. В стране появилось 1500 крупных промышленных предприятий, было построено около 100 новых городов, возникли новые отрасли промышленности: тракторная, авиационная, химическая – количество пожаров в стране к 1930 году по сравнению с 1927 годом снизилось в 1,5 раза – с 150580 до 100403.

Конец 20-х годов ознаменовался началом волны массовых репрессий.  Начало положила компания коллективизации, вызвавшая протест у зажиточного крестьянства. Только в 30 году в деревнях возникло более 2 тысяч антиколхозных выступлений. Были раскулачены и выселены в отдаленные районы 382 тыс. семей. Эпидемия классовой борьбы распространилась и на город.  В порыве всеобщего трудового энтузиазма любое нарушение или невыполнение плана могли рассматриваться как намеренные действия по подрыву социалистических преобразований. Ситуация подогревалась жестокими требованиями к соблюдению дисциплины, обострением внутрипартийной борьбы, усилением роли партийного руководства. Ужесточились  наказания за нарушение дисциплины, невыполнение плана, за аварии. В частности, пожар, возникший на предприятии, мог рассматриваться как диверсия, и в этом случае его руководитель приговаривался к расстрелу.

В результате таких мер  к 1930 году количество осужденных в СССР по сравнению с 1923 годом возросло более чем в 2 раза с 79947 человек до 171251 (к 1941 году количество репрессированных достигло 2300000 человек).

С декабря 1931 года начала работать Центральная пожарная испытательная лаборатория на территории Московской пожарной команды. Лабораторией проводились исследования пожарных насосов и рукавов, химических огнетушителей, приборов сигнализации, огнестойких материалов. В 1934 году она преобразуется Центральную научно-исследовательскую лабораторию. 1 сентября 1933 года в Ленинградском институте инженеров коммунального  строительства образовывается отделение  по подготовке специалистов в области пожарной безопасности, а дату следует считать датой создания системы высшего пожарно-технического образования, которое ныне представляет головное образовательное учреждение – Академия государственной противопожарной службы (ГПС).

Конная мотопомпа (1929 год)

Конная мотопомпа (1929 год)

Одновременно с переводом пожарной охраны в ведение НККХ (Народного комиссариата коммунального хозяйства, 1931 год) при ОГПУ для защиты стратегических объектов организуется военизированная пожарная охрана.

Становление и развитие пожарной охраны

С образованием 10 июля 1934 года НКВД СССР в его состав вошло вновь созданное Главное управление пожарной охраны.

В наркомате  машиностроения (1938 год) создается специальный Главк, в задачу которого входила замена устаревшей пожарной техники на современную. Были пересмотрены устаревшие строительные нормы и правила. Новый стандарт 90015-39, регламентирующий требования пожарной безопасности в строительстве, существенно укрепил пожарно-профилактическую работу.

В этот период  по сравнению с 20-ми годами активная деятельность в области развития пожарной охраны, за исключением образовательной и научной сфер, по многим причинам приостановилась. В частности, сократился выпуск пожарных автомобилей, пожарной сигнализации, спринклеров, прекратился выпуск мотопомп.

Тем не менее, в этот период вступили в строй Московский и Горьковский автомобильные заводы, на шасси которых стали выпускаться пожарные автонасосы: ГАЗ-АА (автонасос ПМГ-1) и ЗиС-11 (автонасос ПМЗ-1). Вплоть до 50-х годов 20 столетия эти машины были на вооружении пожарной охраны.

Пожарный автомобиль ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА Пожарный автомобиль ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА Пожарный автомобиль ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА
Пожарная машина ГАЗ, модель 1 (ПМГ-1) на шасси ГАЗ-АА
Пожарная машина ПМЗ-1 Пожарная машина ПМЗ-1
Пожарная машина ЗиС, модель 1 (ПМЗ-1) на шасси ЗиС-11

Постановлением Правительства учебные пожарно-технические учреждения переводились на государственный бюджет, что дало возможность совершенствовать учебную базу.

В структуре НКВД было открыто 20 школ по подготовке начсостава, еще 46 школ для подготовки младших командиров.

В 1940 году вводятся в действие «Боевой устав пожарной охраны», «Устав внутренней службы в пожарной охране» и ряд других документов, регулирующих деятельность пожарной охраны. В пожарные части поступают советские пожарные автомобили, механические лестницы, дымососы. В полную силу заработали Грабовский, Топкинский, Московский заводы противопожарного оборудования. Предприятия стали оснащаться первичными средствами пожаротушения, спринклерными и дренчерными установками.

Пожарная машина ПМЗ-2 Пожарная машина ПМЗ-2
Автоцистерна ПМЗ-2, полуоткрытая компоновка (конец 30-х годов)
Сверхмощный автонасос НАТИ на шасси ЯГ-10 Сверхмощный автонасос НАТИ на шасси ЯГ-10
Компоновка сверхмощного автонасоса НАТИ с двумя насосными установками на шасси ЯГ-10 (изготовлен Московским заводом пожарных машин в 30-е годы)

За период с 1917 по 1940 годы пожарная охрана прошла не только стадию становления, но и развилась стремительными темпами вслед за ростом советской экономики.  В результате гигантского индустриального скачка в стране за период 1928 — 1941 годы в СССР было построено около 9 тыс. крупных и средних предприятий, а темпы роста экономики в 2 раза превысили этот показатель 1900-1913 годов, когда индустриальное развитие царской России шло наивысшими темпами. Советский Союз стал одной из 3-4 стран мира, способных производить любой вид промышленной продукции.

В защите от пожаров объектов советской экономики пожарная охрана страны достигла значительных успехов. Этому способствовали радикальные перемены во всех организационно-технических направлениях.

Впервые за всю историю Российского государства проблема пожарной безопасности приобрела общенациональное значение. Пожарная охрана стала государственной службой с финансированием из национального бюджета. От огня стала защищаться народная собственность, что существенно повысило и без того высокий, накопленный целыми поколениями, морально-волевой дух  работников этой героической профессии. Возложение ответственности за пожарную безопасность предприятий на их руководителей существенно повысило ответственность и дисциплину среди рабочих и служащих. Активно заработал  Госпожнадзор.  Социальные корни причин возникновения пожаров – небрежность, безответственность, безразличие к результатам труда, вредительство – были сведены до минимума. Все это способствовало снижению количества возникающих пожаров со 150,6 тыс. (1927) до 71,8 тыс. (1940).

Грандиозность строительства первых пятилеток и требование государства в обеспечении пожарной безопасности объектов дали толчок  к созданию новой пожарной техники, эффективной организации пожаротушения. На вооружении пожарных команд, помимо традиционных линеек и автонасосов, карет скорой помощи и других, появились автоцистерны, вспомогательные ходы, включающие освещение и связь, технику дымоудаления, пенотушения, подъемного оборудования, для перевозки замерзших рукавов. Были запущены предприятия, выпускающие всю номенклатуру пожарно-технической продукции. Началась планомерная подготовка инженерно-технических кадров, стала набирать силу пожарная наука.

К суровым испытаниям военного времени (ВОВ) пожарная охрана подошла подготовленной.