О целесообразности создания пожарного автомобиля на воздушной подушке

В советское время наше присутствие в Арктике на карте обознача­лось двумя прямыми линиями от Кольского полуострова и Чукотки до Северного полюса. И никому не приходило в голову сомневаться в ав­торитете государства, имевшего больше 100 действующих полярных стан­ций и мощный флот. Гром грянул в 2001 году, когда заявка России на рас­ширение границ арктического континентального шельфа была отклонена ООН за недостаточностью оснований. А четыре другие арктические дер­жавы — США, Канада, Дания и Норвегия — выдвинули претензии на обла­дание шельфом, утверждая, что наша страна неспособна безопасно и эф­фективно развивать территории, на которые претендует.

Понятно, что за заявлениями ООН кроется финансовый интерес: месторождения нефти и газа в пределах нашей двухсотмильной зоны со­ставляют более 100 млрд т, а запасы углеводородов на арктическом шельфе — 5 млрд т условного топлива. Северный морской путь в два раза короче и на 30-40 % экономичнее традиционного южного межконтинен­тального пути.

Объём добычи нефти и газа в Ненецком автономном округе увели­чивается с каждым годом. Необходимо отметить, что добыча нефти и газа связана с рисками возникновения пожароопасных ситуаций. По данным сборника ВНИИПО, количество пожаров за 2010 год увеличилось, причём основным источником являются предприятия нефтегазовой отрасли и инфраструктура, транспортирующая нефть и газ.

Успешная ликвидация пожаров определяется временем прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова. Применительно к Ненецкому автономному округу, среднее время прибытия составляет 45 минут, согласно регламентирующим документам время должно состав­лять не более 20 минут.

Среднее время прибытия первого пожарного расчёта к месту вызова в районах Севера

Среднее время прибытия первого пожарного расчёта к месту вызова в районах Севера

Увеличенный показатель среднего времени прибытия обусловлен от­сутствием транспортной инфраструктуры Крайнего севера. Решить данную проблему возможно путём создания принципиально новой пожарной тех­ники с малым удельным весом. Таким пожарным автомобилем может стать аппарат на воздушной подушке, зарекомендовавший себя как всесезонное вездеходное транспортное средство, которое прекрасно подходит для районов с отсутствующей транспортной инфраструктурой.

Аппарат на воздушной подушке



Аппарат на воздушной подушке

Преимущество автомобиля на воздушной подушке, заключается в вездеходности, экономичности, всесезонности большой скорости, не тре­бует постройки дорогостоящей транспортной инфраструктуры. Вышепере­численное, несомненно, говорит о преимуществе создания пожарного ав­томобиля для условий Крайнего севера и Арктики на базе аппарата на воз­душной подушке, по сравнению с пожарными автомобилями, выполнен­ными на шасси КАМАЗа, ЗИЛа и ГАЗа.



Авторы хотят напомнить о принципах действия аппаратов на воз­душной подушке: это транспортные средства, поддерживающие себя над опорной (земной или водной) поверхностью с помощью воздушной по­душки, создаваемой вентиляторами. (АВП) не имеют физического контак­та с поверхностью, над которой движутся. В отличие от летательных аппа­ратов, они не могут подняться над этой поверхностью на высоту, превы­шающую некоторую часть их горизонтального размера.

Принцип работы аппарата на воздушной подушке

Принцип работы аппарата на воздушной подушке

При заданных массе и скорости аппарату на воздушной подушке требуется мощность в 3-4 раза больше, чем автомобилю; столько же они проигрывают и обычным судам. Однако для движения аппарата на воз­душной подушке требуется в 2-4 раза меньшая мощность, чем для полета самолетов или вертолетов. Аппараты на воздушной подушке находят при­менение в тех случаях, когда не может быть эффективно использован ав­томобильный, железнодорожный и обычный водный транспорт.

Таким образом, вполне очевидно, что создание пожарного автомоби­ля на воздушной подушке крайне необходимо для обеспечения возможно­сти пожарным прибывать к месту вызова в срок, а также быстро и каче­ственно организовывать тушение пожара и спасение людей.

Г.А. Богданов, М.В. Елфимова, материалы двадцатой научно-технической конференции «Системы безопасности — 2011».