Научно-техническая политика Советской России в области пожарной безопасности в 1917-1920 годах

Шестой период развития пожарного дела относится к этапу новейшей истории. Этот период плановой государственной научно-технической политики пожарной отрасли.

Россия, изнуренная войнами и политической борьбой, к октябрю 1917 года представляла собой страну, в которой господствовали классовая вражда, разруха развал экономики. Предприятия практически перестали выпускать продукцию. Социальное обнищание общества привело к росту преступности (по данным историков в Москве увеличилось количество грабежей в 8 раз, убийств – в 5 раз) и другим негативным последствиям, в том числе и к росту числа пожаров.

Обстановка с пожарами стала угрожающей. На фоне сокрушительной огненной стихии, охватившей города и селения, пожарные команды и дружины не в силах были противостоять этому бедствию.

К тому времени в пожарных частях на вооружении находилось только 10 пожарных автомобилей, не хватало насосов, пожарных рукавов, другого оборудования. Но главное, что снизило боеспособность подразделений – классовая борьба, которая не обошла «вниманием» и личный состав, существенно сократив его командную часть. Большинству специалистов пожарного дела – брандмайорам и брандмейстерам было отказано в доверии по политическим мотивам. Многие сами отказались работать при Советской власти. На смену им пришли молодые энтузиасты, но малообученные и неопытные, в большинстве своем не имеющие не только опыта борьбы с пожарами, но и не умеющие в должной мере обращаться с пожарно-техническим инвентарем.

В 1917 году в Московской  пожарной охране  сложилось тяжелое положение с материальным обеспечением пожарных подразделений (нехватка фуража и пожарно-технического вооружения, задержки с выплатой денежного содержания) расценивалось революционно настроенными пожарными как саботаж. На делегатском собрании представителей Московских частей, прошедшем 26 ноября 1917 года, было отказано брандмайору В.М. Попову и всем брандмейстерам. Им надлежало в восьмидневный срок сдать дела и покинуть квартиры. А вот в декабре на должность брандмайора был избран товарищ Р.М. Давыдов.

Аналогичные процессы проходили и в других городах России. Понимая всю сложность ситуации, исправить которую можно лишь  с помощью государства, члены Совета Всероссийского пожарного общества совместно с другими заинтересованными организациями подготовили законодательные предложения по организации пожарного дела в России.

М. Т. Елизаров. Нарком путей сообщения



М. Т. Елизаров. Нарком путей сообщения

6, 7 и 9 апреля 1918 года под председательством М. Т. Елизарова состоялось совещание по подготовке докладной записки и проекта постановления Совета Народных Комиссаров об организации государственных мер борьбы с огнем. 17 апреля документы были рассмотрены на заседании Совнаркома, где докладчик подчеркнул, что необходимость законодательного акта о мерах борьбы с огнем обусловлена громадными убытками от пожаров, соизмеримыми разве только с потерями от неурожаев и пьянства. Декрет был подписан председателем СНК В. И. Лениным.

Основные положения декрета:



  • пожарное дело должно находиться под единым государственным руководством, не раздробляться по ведомствам;
  • основная задача – всемирная охрана народного хозяйства от пожаров возможна лишь при едином руководстве;
  • пожарное дело не должно дробиться и по своим основным мероприятиям;
  • общеорганизационные, оборонительные и предупредительные мероприятия, в том числе распланирование селений и огнестойкое строительство, не могут быть без вреда для всей системы пожарной охраны оторваны друг от друга;

Пожарное дело должно базироваться на современной технической базе, важное место должна занимать пожарно-профилактическая работа. Противопожарные мероприятия должны распадаться на 2 главные группы: общегосударственные мероприятия, осуществляемые на уровне государства, города, села и учреждения; и местные мероприятия, находящиеся в заведывании местных органов и проводимые с привлечением населения. Наконец, пожарное дело должно финансироваться государством, главным образом, из средств государственного страхования. Эти направления стали основными в последующем развитии Советской пожарной охраны.

Данным документом было положено начало создания государственной системы обеспечения пожарной безопасности в молодой Советской республике, а затем и в СССР.

В соответствии с декретом утверждался Пожарный Совет Комиссариата по делам страхования и борьбы с огнем, который возглавил М. Т. Елизаров. В состав Пожарного Совета были включены 23 человека из НКВД, ВЦИК, Всероссийского пожарного общества и других организаций. Были образованы три отдела: общий, пожарно-технический и учебно-пожарно-инструкционный. Самые первые решения Пожарного совета относились к совершенствованию пожарной службы и ее образовательной системы, созданию лаборатории, испытательной станции и опытной станции по огнестойкому строительству. Другие постановления касались повышения ответственности руководителей предприятий за пожарную безопасность, создания системы строгого контроля за выполнением противопожарных требований.

Слияние страхового и пожарного дела

Самостоятельно Комитет по делам страхования и борьбы с огнем просуществовал недолго, 1 декабря 1918 года Комитет был преобразован в страховой, а позже 20 мая 1919 года – в пожарно-страховой отдел (ПСО) ВСНХ. Таким образом, произошло слияние страхового и пожарного дела.

К сожалению, для пожарной охраны вопрос получения быстрых прибылей от страхования в период военной разрухи оказался более важным, чем пожарная безопасность.

Руководство ПСО, в составе которого в основном находились страховые деятели, не всегда правильно понимало роль пожарной охраны в жизнедеятельности государства и их действия не способствовали ее развитию и совершенствованию.

Постановления, выработанные Пожарным Советом, оказались забытыми. В результате ряда принятых решений прекращается деятельность Всероссийского пожарного общества. Имущество общества конфискуется. Прекращается выпуск журнала «Пожарное дело», закрывается пожарно-техническое училище и организованный на его базе Пожарно-технический институт.

Самопальное совмещение цистерны и насоса на автомобиле

Самопальное совмещение цистерны и насоса на автомобиле. Грузовой автомобиль ГАЗ-АА, переоборудованный под пожарную автоцистерну. На шасси автомобиля установлена 400-литровая ёмкость для воды и ручной пожарный насос "Красный факел"

В связи с переориентацией заводов по производству пожарно-технического инвентаря на военную продукцию стала ощущаться  острая нехватка даже простейших пожарных инструментов. Но даже оставшееся на вооружении пожарных команд пожарно-техническое вооружение зачастую использовалось не по назначению, что окончательно подорвало боеспособность подразделений. Финансирование противопожарной деятельности осуществлялось за счет местных  и производственных бюджетов, в которых, как правило, средства на содержание пожарной охраны выделялись в минимальном количестве. В результате этого стала наблюдаться сильная текучесть кадров.

В этот период проблема защиты страны от огня встала со всей остротой. В условиях жестокой классовой войны одним из средств борьбы с советской властью, как и в былые времена раздоров на Руси стал огонь. Поджоги осуществлялись повсеместно с точным расчетом подорвать и без того ослабевшую экономику молодого государства. Крупные пожары в Москве на товарной станции Казанской железной дороги, нефтехранилищ в Симоновской слободе, на Ходынском поле, в Петрограде, Тбилиси, Харькове, Туле, Вязьме и других городах были ликвидированы благодаря проявленному мужеству пожарных.

Примеры мужества и патриотизма продемонстрировали пожарные Борисоглебска. В октябре 1918 года в городе началось выступление контрреволюции, известное под названием унтерофицерского мятежа. Пожарные выводили из горевшего здания, невзирая на шквальный огонь, красноармейцев из объятого пламенем здания. За самоотверженность и проявленный героизм при тушении сложных пожаров и верность революционному долгу пожарная команда Борисоглебска 12 февраля 1923 года первой была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Позже за подобные действия этим орденом будут отмечены пожарные команды Москвы и Краснодара. Количество пожаров по стране катастрофически возрастало. Ослабление работы пожарного надзора и управления пожарным делом в губерниях и уездах, сокращение численности профессиональных кадров, воспитанных еще в дореволюционный период, и отсутствие системы подготовки работников пожарной охраны.

Пожарная команда станции Сорока. Пожарные были вынуждены передвигаться на телегах и санях

Пожарная команда станции Сорока. Пожарные были вынуждены передвигаться на телегах и санях

Отношение к пожарной безопасности по «остаточному» принципу систематически приводило к нарушению пожарных требований в строительстве. Все это стало причиной сокрушительного роста пожаров.

3 ноября 1919 года выходит постановление ВСНХ «Об изменениях Положения об управлении пожарным и страховым делом в РСФСР», в котором указывалось, что государство берет на себя частичное содержание пожарной службы за счет отчислений Госстраха.

Кривошеев А.Г.

Кривошеев А.Г.

С целью укрепления пожарной охраны, ее функциональности, повышения ее материально-технического уровня 12 июля 1920 года Совет Народных Комиссаров принял постановление № 100 « О сосредоточении пожарного дела в НКВД», согласно которому пожарное дело отделялось от страхового, передавалось в НКВД и входило в виде Центрального пожарного отдела (ЦПО) в состав Главного управления коммунального хозяйства. Заведующим ЦПО был назначен бывший Петербургский брандмейстер Александр Георгиевич Кривошеев. За доблесть и мужество, проявленные в борьбе с огненной стихией, и за спасение людей Кривошеев был награжден серебряной медалью.



А.Г. Кривошеев возглавил ЦПО ГУКХ НКВД в трудное для страны время. К концу гражданской войны экономика республики была практически полностью разрушена: промышленное производство упало в 7 раз; продукция сельского хозяйства составляла 2/3 от довоенного уровня. Только в Петрограде были закрыты 93 завода и фабрики. От голода и гражданской войны население республики сократилось на 5 миллионов человек. В столь сложных условиях Кривошееву пришлось восстанавливать, а по существу заново организовывать пожарную охрану.

Пожарный автомобиль 20-х годов

Пожарный автомобиль 20-х годов

После очевидных ошибок, допущенных ПСО ВСХН, необходимо было возрождать добровольчество, приводить в порядок структуру службы, восполнять практически распущенный штат профессиональных пожарных команд, технически вооружать части.