Краткий очерк истории развития пожарной техники

Использование огня первобытным человеком было величайшим от­крытием. Естественно, что тогда не осознавалось, что любое великое от­крытие несет в себе и добро и зло.

Огонь принес человеку тепло и горячую пищу, но одновременно он принес ему и неисчислимые бедствия — пожары, с которыми необходимо вести борьбу.

На протяжении сотен лет накапливался опыт тушения пожаров. В течение этого времени создавались различные примитивные средства, об­легчающие борьбу с пожарами, создавалась необходимость коллективного противостояния огню. Все это привело к необходимости организации по­жарной службы. Ей придали статус государственной службы. Так, в Рос­сии в 1649 г. вышел указ «Наказ о городском благочинии». В это же время появился и второй указ «Соборное уложение». Основным положением указов было то, что необходимо готовить людей к тушению пожаров: предписывалось иметь различные средства тушения пожаров водой, уста­навливались меры по предотвращению возгораний и ответственность за возникновение пожаров.

Обобщая факты убытков от пожаров, государственные чиновники пришли к выводу, что определяющими являются два общих фактора.

Первую группу факторов составляют: горючесть строительных ма­териалов, внутренней «начинки», планировка зданий и сооружений. В со­ответствии с этим заменялись горючие строительные материалы на него­рючие, создавались рациональные планировки зданий, ограничивающие распространение огня, использовались различные препятствия его разви­тию и распространению.

Эта группа факторов во многом обусловливает условия развития по­жаров.

Вторая группа факторов включает: быстроту обнаружения и извеще­ния о пожаре, технические характеристики средств тушения, дорожные условия, водоснабжение и т.д. Эти факторы в значительной степени обес­печивают необходимые условия тушения пожаров.

Постепенно развивалась пожарная техника. В настоящее время она включает первичные средства тушения, пожарные машины, стационарные установки пожаротушения и средства пожарной связи. Она создавалась и совершенствовалась на основе технического прогресса. Ее развитие осу­ществлялось на протяжении столетий и прошло большой путь от простого снаряжения до мощных средств тушения пожаров. По мере развития тех­ники создавались новые огнетушащие вещества, средства доставки лично­го состава и огнетушащих веществ на пожар.

Совершенствование пожарной техники потребовало разработки но­вых тактических приемов тушения пожаров и совершенствования подго­товки специальных кадров.

Русские инженеры и мастера внесли большой вклад в развитие по­жарного дела и пожарной техники. Так, в 1779 г. мастер слесарного дела Петр Дальгерон предложил механическую лестницу и за свое изобретение был награжден медалью Российской Академии Наук. В 1809 г. механик К.В. Соболев изобрел выдвижную лестницу, испытал ее в Петербурге и был награжден медалью «За полезное».

В 80-х гг. член Русского технического общества И.А. Вермишев пред­ложил тушить нефтепродукты диспергированной водой. В 1901-1904 гг. преподаватель физики в Баку инж. А.Г. Лоран предложил тушить нефте­продукты пеной.

Повлияло на развитие пожарного дела строительство водопроводов. Они были созданы в Москве в 1805 г., Новгороде — в 1848 г., Киеве — в 1870 г., Харькове — в 1879 г.

В 1913 г., обобщая опыт тушения пожаров, брандмейстер Нарвской пожарной части Петербурга Н.П. Требизов опубликовал книгу «Пожарная тактика», которая переиздавалась до 1928 г.

Пожарная охрана дореволюционной России оснащалась в основном ручными пожарными поршневыми насосами, устанавливаемыми на конных обозах. К 1914 г. было 6020 поршневых насосов и 120 паровых пожарных труб (насосов).

Паровая труба (паровой насос)

Паровая труба (паровой насос)

Мощность паровых насосов была 11-30 кВт. Это по­зволяло при напоре до 15 м обеспечивать по­дачу воды 750-2250 л/мин. В 1917 г. в стране было около 10 пожарных автомобилей.

После Великой Октябрьской социали­стической революции состояние пожарной охраны было крайне тяжелое. К началу 1918 г. в стране не было ни одного промыш­ленного предприятия, производившего по­жарную технику и пожарный инвентарь. В пожарных депо-мастерских пожарные Мо­сквы, Петрограда ремонтировали пожарное оборудование и изготовляли пожарный ин­вентарь кустарным способом.

Энтузиасты приспосабливали для перевозки боевых расчетов и по­жарного оборудования автомобили иностранных фирм «Фиат», «Паккард» и др. Это были автомобили с мощностью двигателей 25-30 кВт. Пожарный автонасос «Паккард» грузоподъемностью 2 т имел запас воды 1400 л, по­дача насоса была равна 1500 л/мин, боевой расчет составлял 6 человек. Пожарный автонасос «Фиат» грузоподъемностью 1,5 т имел запас воды 365 л, боевой расчет 10 человек.

Расходы на содержание механизированных пожарных команд были в среднем на 30 % меньше, чем на содержание пожарных команд на конных обозах.

17 апреля 1918 г. был обнародован декрет «Об организации государ­ственных мер борьбы с огнем». Декрет предусматривал установление кон­троля над производством противопожарного оборудования и снаряжения; разработку пожарных инструментов и машин.

В мае 1919 г. Совет Труда и Обороны принял постановление «О ме­рах по сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовно­сти». В 1921 г. В.И. Ленин подписал еще 11 постановлений и распоряже­ний по вопросам борьбы с пожарами и улучшению организации пожарной охраны.

В этих постановлениях отражены следующие вопросы:

  • усиление противопожарных мероприятий в стране;
  • изготовление противопожарного инвентаря;
  • обеспечение пожарных продовольствием;
  • демобилизация из рядов Рабоче-Крестьянской Красной Армии всех пожарных;
  • выделение для пожарной охраны 3000 лошадей и т.д.

В 1922 г. было отпущено 5400 руб. золотом на закупку пожарной техники за границей. Принимались меры к производству пожарной техни­ки в стране.

В период социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства (1926-1932 гг.) в стране начато планомерное произ­водство пожарных автонасосов. Первой такой машиной был автонасос АМО-Ф-15.

Пожарный автомобиль АМО-Ф-15

Пожарный автомобиль АМО-Ф-15

Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя около 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720-940 л/мин воды. Ее за­пас на машине был равен 350 л, боевой расчет составлял 8 человек.

Пожарные машины явились мощным средством механизации работ по тушению пожаров. Их эксплуатация требовала квалифицированного технического обслуживания. С этими работами могли справиться только специально подготовленные кадры. В 1924 г. в Ленинграде открылся по­жарный техникум, реорганизованный впоследствии в Пожарно- техническое училище. Такое же училище было открыто в 1928 г. в Харькове. Так было положено начало подготовке квалифицированных кадров со средним специальным образованием для пожарной охраны страны.

В период 1932-1937 гг. была создана серия пожарных автоцистерн на базе отечественных автомобилей ЯГ-4 и ЯГ-10. Грузоподъемность их равнялась 5 и 10 т, а запас воды составлял соответственно 3400 и 4500 л. Боевой расчет — 4 человека.

На автомобиле ЯГ-4 были установлены два двигателя мощностью по 63 кВт. Один двигатель был тяговым и являлся приводом на один насос. Второй двигатель был приводом на второй насос.

В 1931-1932 гг. вступили в строй Горьковский и Московский автоза­воды. Они выпускали автомашины ГАЗ и ЗИС. На их базе было начато проектирование и создание пожарных машин ПМГ (горьковского завода) и ПМЗ (московского завода ЗИС). Началась разработка пожарных машин со специальными средствами тушения.

С 1933 г. пожарные машины выпускались только на шасси отечест­венных автомобилей. Началась разработка механических автолестниц. В этот период был создан первый автомобиль воздушно-пенного тушения. Вместимость его цистерны была 4000 л, что давало возможность получить до 32000 л пены. Был разработан углекислотно-снежный пожарный авто­мобиль на шасси ЗИС-5. Создавались водозащитные пожарные автомоби­ли, пожарные автомобили освещения.

Промышленность страны начала выпускать пожарные автонасосы и автоцистерны ПМГ-1, ПМЗ-1, ПМЗ-2 на базе транспортных автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5.

Для пожарной охраны впервые было разработано специальное шас­си. На его базе был создан автонасос ЗИС-11.

Пожарная автоцистерна ЗИС-11

Пожарная автоцистерна ЗИС-11

Он имел мощность двигателя 55 кВт, грузоподъемность 3 т, запас воды был 340 л, центробежный насос подавал 1340 л/мин воды. Боевой расчет на автонасосе состоял из 12 человек.

В предвоенные годы были сформулированы требования к пожарным центробежным насосам, которые должны создавать напор до 140 м и вса­сывать воду с глубины не менее 7 м. Созданные пожарные автомобили об­ладали хорошими тактико-техническими характеристиками.

В этот период (1937 г.) был образован Центральный научно- исследовательский институт противопожарной обороны на базе Централь­ной научно-исследовательской лаборатории, организованной в 1931 г. В этом институте была сосредоточена вся работа по созданию и совершенст­вованию пожарной техники.

Потребовалась подготовка инженерных кадров, которая была начата в 1933 г. на базе Ленинградского института инженеров коммунального хо­зяйства.

В период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) выпуска­лись пожарные автомобили с передним расположением насосов ПД-10, а также использовались бортовые машины с насосами и местами в кузове для личного состава боевых расчетов.

В период восстановления народного хозяйства (1946-1958 гг.) осу­ществлялось техническое перевооружение пожарной охраны страны. Для пожарных автомобилей серий ПМГ, а также ПМЗ были разработаны за­крытые кабины для боевого расчета, двухступенчатый насос ПН-25 (впо­следствии замененный ПН-30 и ПН-40), модифицированные трансмиссии.

Вместимость цистерны пожарных автомобилей достигла 1500-2000 л воды, напор, создаваемый насосами, был 90 м; максимальная скорость движения ПА составила 80 км/ч, мощность двигателей 58-66 кВт (ГАЗ и ЗИЛ). В начале 50-х гг. были созданы автомобильные пожарные лестницы. Появились пожарные автомобили ГДЗС, водозащитные, углекислотного и пенного тушения, службы связи и освещения, технической службы.

Создание мощной пожарной техники потребовало более качествен­ной подготовки кадров. С этой целью в 1948 г. были созданы высшие пожарно-технические курсы, а в 1957 г. на их базе был организован инже­нерный факультет в Высшей школе МВД СССР. На базе этого факультета в 1974 г. была создана Высшая инженерная пожарно-техническая школа МВД СССР. В 1997 г. она была преобразована в Московский институт по­жарной безопасности. На его базе в 1999 г. была создана Академия Госу­дарственной противопожарной службы МВД России.

Создание новых и совершенствование выпускаемых промышленно­стью пожарных машин регламентируется ГУГПС. По его заданию во ВНИИПО разрабатывается типаж пожарных автомобилей на определен­ный срок.

В типаже пожарных автомобилей устанавливается их оптимальная номенклатура, обосновываются параметры и показатели их типоразмерного ряда. Наряду с этим определяются базовые модели пожарных автомоби­лей и их модификации.

Начиная с 1959 г. была создана серия новых более совершенных ав­томобилей: пожарных автоцистерн АЦ-40(130)63Б, АЦ-40(131)137, автомобиль порошкового тушения АП-3(130)148, автомобили пожарные аэродромные АА-60(7310)16001 и АА-40(131)139, ПНС-110(131)131.

Пожарная автоцистерна АЦ-40(131)137

Пожарная автоцистерна АЦ-40(131)137

Мощность двигателей этих пожарных автомобилей достигла 110 кВт; скорость движения увеличилась до 80­90 км/ч, вместимость цистерн составила 2000-2300 л воды, а баков для пенообразователя — 150 л.

Промышленность стала производить пожарные автомобили тяжелого типа, например АЦ-40(375н) Ц1А, с запасом воды 4000 л и пенообразователя 180 л, на большинстве пожарных автомобилей установлен унифицированный насос ПН-40УА. Он развивает напор до 100 м при подаче воды 40 л/с.

При разработке новых пожарных автомобилей учитывается ряд фак­торов. Во-первых, началось создание пожарных автомобилей на базе гру­зовых автомобилей с дизельными двигателями. Выпуск таких грузовых ав­томобилей в стране успешно освоен. Их внедрение обусловлено тем, что дизельные двигатели на 25-30 % расходуют меньше топлива, чем карбю­раторные двигатели, работающие на бензине. Во-вторых, осуществлено увеличение мощности двигателей со 110 до 155 кВт и более. В-третьих, большое внимание уделяется как основным, так и специальным пожарным автомобилям.

Так, были созданы пожарные автолестницы с дизельными двигате­лями. Серийно выпускается пожарная автоцистерна АЦ-40(133ГЯ), модель 181 А, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-133ГЯ. Она имеет запас воды 5000 л и пенообразователя 360 л. Мощность двигателя на автоцис­терне 155 кВт. Модификацией этого пожарного автомобиля является авто­цистерна АЦ-40/4(133ГЯ), модель 181-01. На этой автоцистерне установ­лен двухступенчатый пожарный насос. При напоре 100 м его подача рав­няется 40 л/с, при напоре 300-350 м подача насоса составляет 1,6-1,8 л/с, боевой расчет на автоцистернах 6 человек.

С 1985 г. выпускается пожарная автоцистерна АЦ-40 на шасси Урал с дизельным двигателем КамАЗ 7310.

Новым является пожарный автомобиль комбинированного тушения АКТ-0,50,5(66), модель 207. Он создан на шасси автомобиля ГАЗ-66, мощ­ность двигателя около 85 кВт, запас порошка и пенообразователя по 500 кг, боевой расчет 2 человека. Конструкция автомобиля позволяет по­давать одновременно или последовательно пену и порошок. Автомобиль АКТ используют для тушения пожаров на машиностроительных заводах, аэродромах, объектах нефтехимической промышленности.

Был разработан порошковый автомобиль АП-5(53213), модель 196 на базе грузового автомобиля КамАЗ. Запас порошка на нем 5000 кг, пода­ча лафетным стволом достигает 35 кг/с. Пожарный автомобиль предназна­чен для тушения разлитых легковоспламеняющихся жидкостей, электроус­тановок, сжиженных газов и т.д.

Освоен также выпуск специальных автомобилей, таких, как пожар­ный рукавный автомобиль АР-1,8(131), дымосос АД(66), автомобиль газодымозащитной службы ГДЗС-12(130), а также коленчатый подъемник на шасси МАЗ-7310.

Новый этап развития пожарной техники начался с образования Рос­сийской Федерации.

Начиная с 1993 г. предприятиями страны освоен выпуск нескольких десятков новых моделей ПА, разработано и освоено производство практи­чески всех видов отечественных ПА, необходимых для ведения боевых действий по тушению пожаров.

Заводами создана обширная номенклатура автоцистерн на шасси ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и Урал. Разработана серия пожарных насосов нового по­коления. По желанию заказчика заводы могут комплектовать АЦ на шасси любых грузовых автомобилей, устанавливать на них насосы различных модификаций. Кроме традиционного пожарно-технического вооружения, на ряде автоцистерн устанавливаются лебедки, средства освещения, дымо­сосы и т.д.

Заводами разработана серия специальных автомобилей: аварийно- спасательных, связи и освещения, газодымозащитной службы и др. Заводы производят новые автоцистерны и коленчатые подъемники, обеспечиваю­щие выполнение работ на высоте 50 м и более.

По учебному пособию «Пожарная техника», изд. 3, под ред. М.Д. Безбородько