Изобретения пожарной техники XVIII века

Если решение организационных вопросов по совершенствованию пожарной охраны во многом зависит от государственных деятелей, то основные направления развития технических средств борьбы с пожарами подсказываются требованиями времени и воплощаются в соответствии с уровнем развития научно-технической мысли.

Так, например, рост этажности городских построек поставил серьезную проблему в спасении людей и тушении пожаров в этих зданиях. Одним из таких средств являлись пожарные лестницы. Однако они не удовлетворяли требованиям того времени ни по высоте подъема, ни по удобству в эксплуатации.

Пожарная лестница Петра Дальгрена

Пожарная лестница Петра Дальгрена

В 1777 году Петром Дальгреном была изобретена первая в мире раздвижная лестница, которая поднималась на высоту 20 метров. Лестница транспортировалась в сложенном состоянии и оборудовалась площадкой для спасения людей из горящих зданий. За это полезное изобретение Российская академия наук присудила медаль изобретателю. В актах Российской академии наук по поводу изобретения Дальгрена было отмечено: «Все, что обещает скорую и надежную помощь в таких разрушительных действиях, какими являются пожары, представляет исключительно большой интерес для человечества и потому не может не привлечь внимания Академии. Мы постараемся сообщить народу об этой новой машине, которая сочетает большую простоту частей и дешевую конструкцию, и потому может быть применена как удобное средство для тушения пожаров…Одно из наибольших преимуществ таких лестниц состоит в том, что они держаться в воздухе, не прислоняясь к дому, у которого работают для тушения пламени».

Это уникальный даже по современным представлениям случай, когда автор создания новой пожарной техники удостаивался столь высокой награды. В том же году русским умельцем Лобовым была сконструирована и изготовлена 24-метровая механическая лестница.

Кузьма Дмитриевич Фролов, горный инженер

Кузьма Дмитриевич Фролов, горный инженер

Важную роль в системе защиты объектов от пожаров внесли появившиеся в конце XVIII века стационарные системы пожаротушения. Необходимость их появления обусловлена развитием промышленного производства с горючими материалами. Пожар на таких объектах развивался быстрее, чем пожарные приступали к тушению, и, как правило, заканчивался полным уничтожением помещений и оборудования.

При этом даже оперативные действия пожарных подразделений (по тем временам) не могли ничего поделать с разбушевавшимся огнем. Подобная ситуация подсказала эффективное решение – оборудовать объекты водяными системами пожаротушения. Первым, кто разработал такую конструкцию (1770), был горный инженер Кузьма Дмитриевич Фролов. Его техническое решение явилось прототипом современных спринклерных установок.

Двигателем служило водоналивное колесо, приводящее в движение кривошипно-шатунный механизм. Последний жестко соединялся с поршнями двух всасывающих насосов, подававших воду в распределительную трубу, оборудованную перекрывными кранами. В случае пожара на концы стояков насаживались «кожаные рукава со шприцами» и открывался кран для подачи воды в очаг пожара. В чердачные помещения вода подавалась по стоякам. Внутри таких помещений размещались горизонтальные трубы с отверстиями для разбрызгивания воды по всему помещению. Однако это изобретение не было применено на практике.

Андрей Константинович Нартов

Андрей Константинович Нартов

Первые пожарные насосы завозились из-за рубежа. Однако еще  до отмеченных выше указов Михаила Федоровича 1633 года было записано в расходных книгах Московского печатного двора за 1626 год об уплате «Василию Протопопову за 4 трубы медные водолейные: за две немецкие по 2 рубля двадцать пять алтын; за 2 здешнего производства». Это свидетельствует о том, что еще в XVII веке в России имелись мастера по изготовлению пожарных труб. Однако их выпуск был незначителен. К тому же трубы, выпускаемые в то время, по качеству уступали заграничным.

Позднее, когда потребность в пожарных трубах в Российской империи возросла, стали возникать предприятия по их массовому производству. Причем в мастерских стали изготавливать конструкции, не уступающие зарубежным. Одним из первых известных заводов, изготавливающих пожарные трубы, стал завод предпринимателя Шапошникова, основанный в 1724 году.

В 1739 году талантливый механик Андрей Нартов сконструировал насос, в котором подача воды осуществлялась посредством винтового водоподъемного механизма, но как это часто бывало, модель российского ученого не нашла практического применения на родине.


Табель обязанностей личного состава
Познавательно

Табель основных обязанностей личного состава расчета на пожарной автоцистерне

10.01.2017
179
Adblock detector