История пожаров и пожарного дела в Японии. Период Эдо (1600-1868 годы)

Эдо – период в истории Японии с 1600 по 1868 год, последний период феодальной эры, когда правили сёгуны из рода Токугава. Также Эдо – древнее название Токио.  Эдо отличался от других городов особенно частыми пожарами. Бытовало даже выражение «Пожары и раздоры – цветы Эдо». Даже в нынешние времена старый Эдо вспоминают как «город пожаров».

Карта Эдо в 1844-1848 годах

Карта Эдо в 1844-1848 годах

В течение 267 лет между 1601 и 1867 годами, Эдо подвергся разрушениям от 49 больших пожаров. Для сравнения, в течение того же периода в городах Киото, Осака и Каназава произошло всего лишь девять, шесть и три пожара соответственно. Если же учитывать и небольшие пожары, то можно говорить о числе 1798, при этом в 17 веке – 269 пожаров, в 18 – 541 и 986 пожаров с 1801 по 1867 год. Росло население города и его благоденствие, но и число бедствий от огненной стихии также увеличивалось пропорционально. Население Эдо выросло примерно с 400 000 человек в 1640 году до 800 000 в 1693, а затем до 1 100 000 в 1721. В отличии от самураев, имевших обширные земельные владения, обычные горожане были зажаты в рамках небольших районов. Рост населения вывел плотность застройки и проживания людей на небывалый уровень. Люди обитали в изношенном жилье, основными строительными материалами для котрого были дерево и бумага.

Великие пожары Эдо

В период Эдо огонь был неотъемлемой частью повседневной жизни.  Он использовался для приготовления пищи и для освещения, что часто приводило к случайным возгораниям. Также одной из причин были поджоги. Частые, по сравнению с другими городами, большие пожары в Эдо объяснялись многими  причинами, которые включают в себя плотную городскую застройку, проживание в городе бедняцкого населения, а также уникальные метеорологические условия. Сильные зимние ветра , дующие с севера и северо-запада в течение всей зимы и весны приносили сухой воздух и становились частой причиной больших пожаров, не утихавших иногда по 20-30 дней. Самым пожароопасным месяцем в году был март, за ним шли  февраль, апрель и январь. В эти четыре месяца произошло 70% больших пожаров в Эдо. Горожане хорошо знали об этих погодных особенностях, с приходом зимы, многие женщины просили позволения покинуть дома своих родителей и уезжали в пригороды, возвращаясь только весной.

Дата Название в истории Продолжительность, дней Количество жертв
Ноябрь 1601 года 2 Неизвестно
Январь 1641 года Пожар Оке-маки 30 Более 400
Январь 1657 года Великий пожар Мэйрэки 19 107 000
Декабрь 1682 года Великий пожар Тенна 28 830 – 3 500
Сентябрь 1698 года Пожар Тёкугаку 6 3 000
Ноябрь 1704 года Пожар Мито-сама 29 Неизвестно
Февраль 1745 года Пожар Рокудо 12 1 323
Февраль 1760 года Пожар Хореки 6 Неизвестно
Февраль 1772 года Великий пожар Мейва 6 4 060
Март 1806 года Великий пожар Бунка 4 1 200
Март 1829 года Великий пожар Бунсей 21 2 800
Февраль 1834 года Пожар Кого 7 4 000
Январь 1845 года Пожар Аояма 24 800 – 900
Октябрь 1855 года Землетрясение и пожар 2 4 500 – 26 000

Великий пожар Мэйрэки, ставший самым опустошительным в истории, произошел 2 марта 1657 года и унес жизни 107 000 человек. Существует легенда, что пожар начался в ходе церемонии сжигания «несчастливого кимоно», которое принадлежало по очереди нескольким юным девушкам, скоропостижно умершим от непонятной болезни. Искры от горящего кимоно якобы подожгли храм, где проходила церемония, а с храма огонь перекинулся на другие дома. Эта легенда дала пожару другое название, «пожар из-за фурисодэ» (振袖火事 фурисодэ кадзи, фурисодэ — нарядное женское кимоно с длинными рукавами).

Великий пожар Мэйрэки в Эдо

Великий пожар Мэйрэки в Эдо

Другая легенда рассказывает об Осити – 17-летней девушке, жившей в Эдо в конце 17 века. Она до сих пор является самым известным поджигателем в Японии. Осити была дочерью торговца овощами. Однажды, во время пожара, она укрылась от огня в замке Эдо и там встретила монаха, в которого влюбилась до безумия. Поскольку они находились на разных уровнях социальной лестницы, им не суждено было встретиться. Тогда она решила устроить новый пожар, чтобы хоть ненадолго увидеть свою любовь. Пожар, который она устроила, выжег большую часть Эдо в 1682 году, за поджог Осити была приговорена к смерти и казнена. Из-за юного возраста и красоты, жители Эдо чувствовали к Осити симпатию. Ее история была позднее поставлена в театре кабуки, ей посвящали гравюры и стихи.

Пожарные Эдо

В начале периода правители сегуната учредили защиту замка Эдо от пожаров в ветреные дни, когда вероятность поджога резко возрастала. При этом защите кварталов, где проживали обычные горожане, не уделялось практически никакого внимания.  Со временем влияние горожан росло и восьмой сегун Токугава Ёсимуне (1684-1751) распространил противопожарные меры на весь Эдо.

Частые повторения больших пожаров вынудили власти создать первые противопожарные формирования, которые назывались «хикеси». Пожарные подразделялись на «буке хикеси» (пожарные – самураи) и «макихикеси» (пожарные – горожане). Самураи буки хикеси дополнительно подразделялись на «даимё хикеси» (daimyō hikeshi,大名火消), бывшими благородными землевладельцами и «дзёбикеси» (jōbikeshi, 定火消), самураи хатамото, служившие и подчиняющиеся лично сегуну. Основным методов борьбы с огнем был снос строений, окружающих горящее здание для предотвращения распространения огня. Во времена эры Мейва использовался деревянный ручной насос, называемый «рюдосу» (ryūdosui, 竜吐水), что в переводе означало «дракон, разбрызгивающий воду», однако его применение было ограничено отсутствием постоянного водоснабжения.

Ручной деревянный пожарный насос и защитный капюшон японских пожарных периода Эдо

Ручной деревянный пожарный насос и защитный капюшон японских пожарных периода Эдо

Таким образом, вплоть до восстановления императорской династии в 1868 году, ручной снос зданий профессиональными пожарными, среди которых  основными были верхолазы, оставался основным способом борьбы с пожаром.

Даимё хикеси

Даимё хикеси были организованы в 1643 году, через два года после пожара Оке-мачи, как форма обязательной регулярной противопожарной службы для благородных землевладельцев. До этого, благородные самураи отправлялись на решение противопожарным задач после спонтанными приказами, выпускавшимися после разрушительных пожаров. Другие формы даимё хикеси (противопожарной службы) включали:

  • «сёсё хикеси»(shosho hikeshi, 所々火消), локальные пожарные, которые были ответственны за объекты,  считавшиеся особо важными для сёгуната – мавзолеи, храмы и зернохранилища;
  • «хогаку хикеси» (hōgaku hikeshi, 方角火消), позиционные пожарные, отвечавшие за  отдельные подразделения  Эдо;
  • «какудзи хикеси» (kakuji hikeshi, 各自火消), индивидуальные пожарные, которые должны были учавствовать в тушении пожаров в местности, окружающей резиденции.

Дзёбикеси

Дзёбикеси были организованы в 1658 году, через год после великого пожара Мэйрэки. Хатамото (самураям, служившим сегуну) было предписано служить пожарными в прямом подчинении сёгуната. Они базировались в домах, оснащенных пожарными каланчами, называвшимися «хиномиягура» (hinomiyagura, 火の見櫓). Также они нанимали профессиональных пожарных, называвшихся «гаен» (gaen, 臥煙). В начале было организовано четыре пожарных команды. Позднее число колебалось от максимума в 15 комнад до минимума, составлявшего единственную комнаду в самом конце периода Эдо. Количество зависело от военных и финансовых возможностей сёгуната, а также от боеготовности макихикеси, городских пожарных.

Макихикеси

Когда власть перешла к восьмому сёгуну Токугаве Ёсимуне, задачи пожарной охраны были распределены между даимё хикеси, дзёбикеси и танабикеси (tanabikeshi, 店火消, наемные пожарные). Последние были пожарными-горожанами, купцами и ремесленниками. Даимё хикеси и дзёбикеси были опытными пожарными, однако они практически никогда не интересовались пожарами, происходившими в районах, населенных горожанами, в то же время, танабикеси были не более чем бандами любителей, которые чаcто убегали от устрашающей стихии огня.

В 1720 году Токугаве Ёсимуне учредил службы макихикеси. Он поручил городскому смотрителю Ооке Тадасуке организовать новые противопожарные подразделения, которые будут способны по-настоящему защитить городские кварталы от пожаров.  Согласно новой системе, каждый город должен был призывать пожарных из числа местных жителей.  На западе реки Сумида было сформировано 48 подразделений. Каждое из них, за исключением четырех, было обозначено определенной буквой хирагана (хирагана – япоская азбука, основной компонент письменности).

Японские пожарные эпохи Эдо Японские пожарные эпохи Эдо Японские пожарные эпохи Эдо
 Японские пожарные эпохи Эдо  Японские пожарные эпохи Эдо  Японские пожарные эпохи Эдо
Японские пожарные эпохи Эдо Японские пожарные эпохи Эдо Японские пожарные эпохи Эдо
Пожарные различных районов Эдо

В Хондзё и Фукугаве, на востоке реки Сумида было сформировано еще 16 команд. Каждое подразделение имело свой собственный матои (matoi, 纏)- выполнявший функцию флага, а также униформу. Внутри группы царило взаимопонимание и поддержка, однако соперничество и вражда между разными командами были обычным делом. В 1730 году эти пожарные подразделения были реорганизованы в группы большей численности для улучшения эффективности борьбы с пожарами.

Пожарный Эдо

Пожарный стоит на здании, и держит знамя для второго района Эдо. Он носит сасико, подбитое пальто, пропитанное водой, чтобы защитить его от огня. Ниже с права другой матои (стандартная эмблема) от конкурирующей бригады. Гравюра Ёситоси Цукиока

Несмотря на то, что изначально зоной ответственности макихикеси были населенные городские зоны, их боеготовность и возможности борьбы стали общепризнанными, и позднее их привлекали для борьбы с огнем на принадлежащих самураям объектах, а иногда даже и в замок Эдо.  Со временем, к окончанию феодального периода Эдо, они стали основной силой пожарной охраны, а численность буке хикеси к этому времени значительно сократилась.

Экипировка

Для защиты тела от огня пожарные Эдо одевали тяжелые, многослойные одежда. Перед тушением их смачивали водой. Отделка и символы на одежде служили для идентификации пожарной команды, к которой принадлежал владелец. Со временем, украшения утратили только лишь практическое значение, стали более декоративными. В настоящее время кимоно пожарных эпохи Эдо является предметом коллекционирования, наряду с самурайскими мечами или нэцке.

Традиционная одежда японских пожарных эпохи Эдо

Традиционная одежда японских пожарных эпохи Эдо

Помимо кимоно, пожарные были защищены головными уборами, брюками и перчатками – все было сделано из толстого, многослойного хлопка. Как уже упоминалось, главным отличительным знаком пожарной команды был матои. Похожий на фонарь, этот предмет сложной формы служил не только как опозанвательный знак, но и для коммуникаций, подобно флагам на кораблях.

Хикеси несут матои

Японские пожарные — хикеси несут матои во время ежегодного традиционного представления

Документ 1738 года указывает численность в более чем 11 000 пожарных в Эдо при населении примерно в один миллион жителей. К 1850 году их численность была уже 24 000. Репутация хикеси среди населения была неоднозначной. С одной стороны, они заслуживали всяческого уважения за свою работу и храбрость, а с другой их считали дикими работягами, буянами и пьяницами.

Групповая фотография хикеси 19 века

Групповая фотография хикеси 19 века. Справа можно видеть деревянный ручной пожарный насос

Японский пожарный. Фото Фелис Беато

Японский пожарный. Фото Фелис Беато

Макихикеси были выходцами из нижних слоев общества и находились под командованием самураев и купцов. Это культивировало грубые манеры и язык. Пожарная служба вырабатывала групповое мышление, которое выражалось многими способами. Одним из них был «хиромоно» — японская татуировка. Это был способ продемонстрировать свое мужество и солидарность с товарищами по службе. Подобно современным армейским татуировкам, хиромоно позволяли идентифицировать пожарную команду, к которой принадлежал их носитель.

Татуировка японских пожарных

Татуировка на все тело по мотивам традиционных татуировок хикеси

Современные пожарные хранят традиции хикеси, и каждый год в Токио устраиваются показательные исторические представления, в ходе которых наследники старых обычаев демонстрируют акробатическую технику тушения пожаров, использовавшуюся в течение двухсот лет феодальной истории Японии.

Акробатика на традиционном представлении пожарных в Токио

Акробатика на традиционном представлении пожарных в Токио

Акробатика на традиционном представлении пожарных в Токио