Эволюция и производство пожарных автомобилей в Советском Союзе

Типажи и модельные ряды

Инженер Фрезе П.А.

Фрезе П.А.

История отечественного пожарного автомобилестроения начинается с 1904 года, когда сначала Петербургская фирма «Фрезе и К», а затем завод «Лесснер» построили пожарные автомобили-линейки соответственно на 10 и 14 человек, размещавшихся на продольных деревянных скамейках.

Эти автомобили были оснащены небольшими насосами, баками для воды, катушкой с рукавами, четырьмя лестницами, различным инструментом.

На многие годы принципиальная компоновочная схема пожарного автомобиля-линейки стала классической.

Пожарный автомобиль Фрезе. 1904 год

Пожарный автомобиль Фрезе. 1904 год

Пожарный автомобиль завода Лесснера, 1904 год



Пожарный автомобиль завода Лесснера, 1904 год

Не следует думать, что все усилия российских изобретателей были направлены на создание пожарных автомобилей. Параллельно шел поиск новых средств тушения.

Лоран Александр Георгиевич

Лоран А.Г.

В начале XX века А.Г. Лоран начал опыты по тушению нефти и нефтепродуктов при помощи пены. Уже первые эксперименты с использованием обычной пивной пены неожиданно оказались положительными, но пивная пена была нестойкой.

Продолжение опытов привело Лорана к изобретению химической пены, получающейся в результате реакции при смешивании растворов углекислых солей с жидкими кислотами. На изобретение был выдан патент, а саму пену изобретатель назвал «Лорантина».

В последующем Лоран писал: «Мое изобретение – тушение пожаров с помощью пены – применимо в двух различных случаях: во-первых, при обыденных пожарах (в жилых и ручных строениях) и, во-вторых, при тушении пожаров горючих жидкостей, заключенных в хранилищах».

Прошли годы и в конце XX века устройства для получения пены, изобретенной Лораном, применялись на пожарных автомобилях во всех странах мира.

Конечно, вода всегда была вне конкуренции как средство тушения пожара: она есть везде и ничего не стоит. Но со временем стало приходить понимание, что нужны и более эффективные средства тушения. Большой вклад  в их создание внесли русские умельцы.

С постройкой первых образцов массовое производство пожарных машин в России не началось. К началу 1916 года во всей огромной стране насчитывалось лишь 11 пожарных автомобилей, главным образом автолинеек без насосов. Для сравнения: в Германии к этому времени было уже более 300 пожарных автомобилей, из них половина с двигателями внутреннего сгорания.

Основным вооружением пожарных частей в крупных городах России в период первой мировой войны являлись паровые пожарные трубы. Их производство было налажено на заводах Листа в Москве и Лангензипена в Петербурге. В большинстве остальных городов на вооружении пожарных частей были более дешевые ручные пожарные трубы, малопроизводительные, требующие большого числа людей для приведения их в действие.



Но были и положительные моменты в сложившейся ситуации.  Именно в этот период были сформулированы и реализованы требования к типоразмерным рядам выпускавшегося пожарного оборудования, заложены основы серийности их производства.

Паровые пожарные трубы выпускались четырех видов:

  1. малые – производительностью от 500 до 1000 л/мин;
  2. средние – 1500 л/мин;
  3. большие – 2000 л/мин;
  4. особо большие (для морских портов) – от 4000 до 9000 л/мин.

Ручные заливные трубы предписывалось выпускать трех видов, производительностью 144, 180 и 216 л/мин. Были классифицированы даже пожарные повозки – по вместимости бочки: 200, 400 или 700 л (в зависимости от числа колес на повозке – 2 или 4). Это был уже прообраз модельного ряда пожарных транспортных средств. Появились и «климатические» исполнения пожарных повозок: летние – на колесном ходу; зимние – на санях.

Эти предписания стали прообразами первых отечественных типажей пожарной техники, которые в последующем были распространены и на более сложные изделия, включая пожарные автомобили.

К серийному производству пожарных автомобилей в России (вначале это были автонасосы на шасси первенца советского автостроения АМО-Ф-15) приступили сразу два завода: Миусский авторемонтный завод в Москве (впоследствии Московский завод пожарных машин) и завод «Промет» в Ленинграде. Произошло это в 1925-1926 гг., и вскоре Московский завод выпускал уже до 10 машин в месяц, что было немаловажным достижением.

До 1930 года эти два завода построили свыше 500 автонасосов, после чего их производство было полностью передано Московскому заводу пожарных машин. Общими усилиями парк пожарных машин в стране к 1933 году достиг почти 800 единиц, однако потребности превышали объемы производства примерно в два раза.

1926 г. 21 ед.
1927 г. 56 ед.
1928 г. 100 ед.
1929 г. 132 ед.
1930 г. 313 ед.
1931 г. 600 ед.
1932 г. 550 ед.

Дальнейшему развитию качественного уровня и объемов производства пожарных автомобилей способствовало вступление в строй Горьковского и реконструкция цехов Московского автозаводов, который среди прочих моделей стал выпускать специальное длиннобазное шасси для пожарных машин ЗИС-11 (о котором говорилось выше).

Последние годы перед войной стали периодом становления отечественного пожарного машиностроения.

На рубеже 30-40-х годов в стране был сформирован типаж пожарных автомобилей и реализован в производстве. Он определил стратегию производства пожарных машин в стране на долгие годы вперед. Наряду с автомобилями тушения в типаже был представлен широкий спектр специальных ПА, концептуальный подход к созданию которых сохранился до наших дней.

Типаж базировался на использовании модельных рядов основных ПА, которые устанавливались отраслевыми стандартами ГУПО НКВД СССР для автонасосов, автоцистерн и пожарных насосов.

Автонасосы классифицировались по величине подачи насоса:

  1. автонасос малый (основной ход малых гарнизонов): подача 1000 л/мин., напор 80 м вод.ст., боевой расчет – 9 чел.;
  2. автонасос средний (основной ход средних гарнизонов): подача 1500 л/мин., напор 110 м вод.ст., боевой расчет – 9 чел.;
  3. автонасос для унитарных отделений больших городов: технические параметры аналогичны средним автонасосам, боевой расчет – 13 чел.;
  4. автонасос высокого давления (специальная модель для больших гарнизонов): подача 2500 л/мин., напор 150 м вод.ст., боевой расчет – 8 чел. (это был прообраз современного ПА высокого давления для тушения пожаров в зданиях повышенной этажности).

Стандартом по вместимости цистерн предусматривалось создание автоцистерн трех групп:



  1. автоцистерна малая (передовой ход для пожарных команд небольших городов): вместимость цистерны 1500 л, подача насоса 1000 л/мин., напор 80 м вод.ст., боевой расчет – 5 чел.;
  2. автоцистерна средняя (передовой ход для пожарных команд больших городов): вместимость цистерны 2000 л, подача насоса 1500 л/мин.,напор 110 м вод.ст., боевой расчет — 7 чел.;
  3. автоцистерна повышенной проходимости (для районов сельской местности): технические параметры аналогичны средним автоцистернам, боевой расчет – 6 чел.
Автоцистерна ПМЗ-10, закрытая компоновка (50-е годы)

Автоцистерна ПМЗ-10, закрытая компоновка (50-е годы)

Пожарные центробежные насосы в то время по величине напора делились на следующие группы:

  1. насосы нормального давления (до 100 м вод.ст.);
  2. насосы высокого давления (100-150 м вод.ст.);
  3. насосы сверхвысокого давления (свыше 150 м вод.ст.).

Модельный ряд насосов был построен по величине подачи и предусматривал следующие их типоразмеры:

  1. с подачей 1000 л/мин. при напоре 80 м вод.ст (для малых автоцистерн);
  2. с подачей 1500 л/мин. при напоре 110 м вод.ст. (для средних автонасосов и автоцистерн);
  3. с подачей 2500 л/мин при напоре 150 м вод.ст. (для автонасосов высокого давления).

В стандартах особо оговаривалось, что для обеспечения нормальной работы двигателя шасси потребляемая насосом мощность должна быть на 15-20% ниже номинальной мощности двигателя, а рабочее число оборотов насоса на 15-20% ниже числа оборотов двигателя при номинальной мощности.

Специальные пожарные автомобили

Специальные пожарные автомобили (они назывались в то время автомобилями специальных служб) выпускались по техническим условиям, разрабатываемым ГУПО.

Номенклатура представленных в этом типаже автомобилей в основном соответствует номенклатуре современного типажа, из которого исчез автомобиль медицинской службы, но появились ПА аварийно-спасательной службы.

Кроме систематизации модельных рядов и разработки первого отечественного типажа, проводились работы по совершенствованию конструкции выпускаемых пожарных автомобилей и разработке новых моделей.

Типажи автомобилей специальных служб принятый для комплектования пожарной охраны в 30-40-годы:

Тип автомобиля Назначение Комплектация Боевой расчет
Автомобиль рукавной службы Доставка запаса рукавов Запас рукавов

3

Автомобиль газодымозащитной службы Доставка отряда ГДЗС Оснащение ГЗДС, дымососы

10

Автомобиль водозащитной службы Доставка отряда водозащиты Специальное оборудование для сбора проливов воды

12

Автомобиль службы связи Подвижный пункт связи Средства связи

9

Автомобиль осветительной службы Подвижная осветительная  станция Генератор 15-20 кВт

9

Автомобиль медицинской службы Подвижный пункт медицинской службы Медицинское оборудование для оказания первой медицинской помощи

3

Автомобиль аэродромной службы Помощь на аэродромах Цистерна — 1500 л, насос — 1500л/мин, пена, оборудование

6

Автомобиль пенного тушения Тушение пеной Цистерна — 1500 л, насос — 1500 л/мин, пена

6



Автомобиль кислотного тушения Тушение углекислотой Углекислотные батареи

6

Оперативный автомобиль Выезд начальствующего состава Средства радиосвязи

7

На вновь создаваемых пожарных автомобилях был применен ряд технических решений, которые и сегодня являются актуальными, а их последующая отмена снижает функциональные возможности машины. К таким решениям можно отнести, в частности: установку цистерны в ложементы; подогрев воды в цистерне; подогрев насоса и дополнительное охлаждение двигателя; применение бака первой помощи (300-400 л), который выполнял две функции: подача 1-го ствола до установки автомобиля на водоисточник дублирование забора воды в случае отказа штатной вакуумной системы. Решения простые, но эффективные!

Компоновка автомобиля химпенного тушения на  шасси ЗИС151 (6х6) (середина 50-х годов)

Компоновка автомобиля химпенного тушения на шасси ЗИС151 (6х6) (середина 50-х годов)

Был создан и внедрен в производство на Московском заводе пожарных машин первый отечественный двухступенчатый центробежный насос высокого давления (напор 170 м вод. ст. при подаче 15 л/с; 130 м вод. ст. при подаче 40 л/с). Он выпускался в двух модификациях: Д-20 с шиберным вакуумаппаратом, работающим в ручном режиме; Д-200 (самовсасывающий) – с водокольцевым автоматическим вакуумаппаратом.

Насос Д-200 обеспечивал подъем воды с высоты 7 метров при трех всасывающих рукавах (длина рукавной линии – 12 м) за 6  секунд.

Однако в 40-е годы автоматическая система забора воды была заменена на более простую газоструйную (в целях экономии, разумеется).

ИЗ ИСТОРИИ

История учит не только на положительных примерах. В начале 60-х годов на производство была поставлена новая модель пожарной автоцистерны АЦ 40 (130)-63 с цельнометаллическим кузовом. На этой машине, созданной уже на шасси нового поколения ЗИЛ-130, была проведена «ревизия» способа крепления надстройки на раме шасси: вместо хорошо зарекомендовавшей себя установки в ложементы (через деревянные проставки) применили жестокое крепление цистерны, объединенной в единый блок с кузовом и кабиной.

Это было полное «фиаско»: через короткое время все автомобили были выведены из боевого расчета из-за поломок кабины, кузова и течи цистерны. Производство было на грани остановки.

Потребовались годы, чтобы изменить силовую схему крепления и избавиться от этой явной конструкторской ошибки.

К числу наиболее технически сложных видов пожарных автомобилей всегда относились и относятся автолестницы. В 30-40-е годы отечественной промышленность они не выпускались.

Нужды пожарной охраны в этом виде техники удовлетворялись за счет закупок за рубежом автоматических лестниц германских фирм Магирус и Метц. Характерно, что уже в те годы был сформирован модельный ряд автолестниц, сохранившийся практически без изменений до начала 21 века.

Была попытка организовать производство отечественных автолестниц: в 30-е годы завод «Промет» спроектировал и построил несколько образцов 30-метровых электромеханических автолестниц ПЭЛ-30 на шасси ЗИС-6 (6х4).

Чертеж пожарной автолестницы ПЭЛ-30 на шасси ЗиС-6

Чертеж пожарной автолестницы ПЭЛ-30 на шасси ЗиС-6

Модельный ряд автомеханических лестниц, применявшихся пожарной охраной СССР в 30-40-е годы:

Число колен Высота подъема, м
4 30
5 37
6 45
7 54

Привод рабочих органов автолестницы осуществлялся от электрогенератора мощностью 15 кВт, который, в свою очередь, приводился в действие от двигателя шасси через КОМ. Однако от серийного производства подобных лестниц дело не дошло.

Только в 1950 году в Торжке было создано Особое конструкторское бюро (ОКБ-7), которое в числе первых проектов разработало автоматическую пожарную автолестницу с гидроприводом, а Новоторжский завод ППО освоил их производство.

Особой проблемой всегда была компоновка пожарных машин. На ранних этапах автомобилестроения форма машины менялась быстро, и эти изменения носили качественный характер, отражая кардинальные усовершенствования функции и конструкции изделия.

Одной из существенных вех в пожарном автомобилестроения стал переход от открытого кузова с продольными сиденьями к закрытому, с поперечным размещением личного состава.

Закрытый кузов композиционно преобразил форму и компоновку пожарного автомобиля. Начались поиски более органичной связи кабины водителя с салоном для личного состава, с объемом, выделявшим двигатель, а затем и с пожарной надстройкой – третьим из основных формообразующих элементов.

Период конца 30-х и начала 40-х годов прошедшего века можно считать окончательной фазой формирования компоновочной основы современных пожарных автомобилей: размещение личного состава в салоне, объединенном с кабиной водителя; трехобъемная форма кузова (а в последнее время – двухобъемная, так называемая “вагонная” компоновка); заднее размещение насосного агрегата.

Именно с такой компоновкой вошла отечественная промышленность во 2-ю половину ХХ века, когда окончательно сформировалась производственная база по выпуску пожарных автомобилей в Советском Союзе – отрасль пожарного машиностроения.