Довоенные пожарные автоцистерны

Извозчиков, доставлявших воду в бочках для самых разнообразных потребностей людей, а также транспортные средства, на которых ее привозили, называли водовозами. Речь пойдет именно о них. И вот почему.

Издавна, вода была, и до сих пор остается, основным средством тушения пожаров. Особенно она важна в начальной фазе гашения огня, покуда он сильно не разгорелся. Поэтому, когда не было во­допровода, для оказания первой противопожарной помощи воду брали из заблаговременно расположенных около домов кадок. В них она стекала с крыш во время дождя по водосточным жело­бам и трубам. В засушливую погоду кадки наполняли водой из прудов, рек, колодцев. На пожаре ее чаще всего не хватало. Поэ­тому брандмейстеры везли воду с собой. В чем же?

Лет сто назад и раньше — в бочках на конных ходах. Словом «бочка» называли русскую единицу объема жидкости, равную 40 ведрам, или 492 л. В России велся учет этих емкостей, Так, в 1892 г. наша противопожарная служба имела 39 390 бочек, в то время как насосов было всего 13 876, а линеек для доставки по­жарных — лишь 4 970. Превышение численности водовозных транспортных средств над другими свидетельствует о важности доставки воды к очагу возгорания.

Конный бочечный пожарный ход

Конный бочечный пожарный ход

Появление автомобиля привело к созданию моторизованных пожарных ходов. В Европе раньше, чем в России, сделали автомо­биль, доставлявший воду в закрытой емкости, которая на латыни называлась cisterna, отсюда и в русский язык вошло слово «цис­терна», а автомобильное шасси с цистерной стали называть авто­цистерной.

Первые пожарные машины представляли собой этакие огнеборческие комбайны. В них совмещались функции сразу не­скольких конных ходов: мотор заменял лошадей, надстройка с сидениями — линейку, бак с водой для оказания первой противо­пожарной помощи — бочку, привод от двигателя машины к насо­су — бригаду качальщиков. ПМГ-1 и ПМЗ-1 были именно такими универсальными машинами. Вспомним, чего только на них ни везли: стендеры, лестницы, спасательные круги, шанцевый ин­струмент (ломы, лопаты, багры и пр.), забирные и выкидные ру­кава, брандспойты, огнетушители, фонари и т.п. С таким техни­ческим оснащением можно было начинать тушение любого по­жара. Если он был в самом зачатке, то его удавалось погасить собственными силами, а если разбушевался, то, подключившись к источнику воды (пруд река водопровод), приступали к дли­тельной борьбе с огнем. При нехватке собственных сил, вызыва­ли другие пожарные команды

В универсальных пожарных машинах было много разнообраз­ного оборудования, но для долговременной борьбы с пламенем ни одного из доставленных средств не хватало: ни воды, ни лест­ниц, ни яркости фонарей «летучая мышь». Недостатки универ­сальных пожарных машин представлялось возможным скомпен­сировать созданием специализированных автомобилей. О двух из них — осветительных и автолестницах — уже рассказывалось. Об автоцистернах поговорим здесь.

В предвоенные годы класс пожарных автоцистерн еще только складывался. Конструкторы экспериментировали, поэтому раз­личные модели этих машин существенно отличались. В них про­сматривались тенденции: рост объема доставляемой воды, улучшение транспортировки бойцов, оснащение машины для работы в качестве автонасоса первой помощи нормального ав­тонасоса, собственно цистерны, поливочной.

В начале 30-х гг. лишь два завода в стране выпускали пожар­ные машины: ленинградский «Промет» и московский Миусский, с 1935 г. ставший филиалом ЗИС. В Москве базой для них слу­жило шасси АМО-4, позже ЗИС-11, а в Питере — шасси яро­славских грузовиков. В конце 30-х гг. начал работать Краснодар­ский завод противопожарного оборудования

Предтечей автоцистерны стала бочка на конном ходу, снаб­женная ручным насосом. Ее емкость не превышала 500 л, а ско­рость подачи воды — 15 л/мин. Такие цистерны применяли на небольших пожарах. Устройство и недостатки этих аппаратов (малый объем бака и низкая производительность насоса) указа­ли пути совершенствования такой техники.

Для первых отечественных автоцистерн использовали шасси иномарок. Так, Московский завод Автопромторга применял шасси от ФИАТ-15-тер. На раму устанавливали 80-ведерный бак (984 л), крепили лестницы, багры и другой инструмент, на шесть человек — пару сидений, под которыми лежали баллоны со сжатым воздухом, подаваемым в цистерну для создания в ней избыточного давления. Водой, поступавшей по рукаву в брандспойт, тушили пламя, а когда она заканчивалась, то либо мчались на заправку, либо брали ее из водопроводной сети. Сжатого воздуха хватало на 3—4 цикла, вес же возимого газово­го хозяйства превышал 200 кг.

Такие машины называли «газовками». Прибывая на пожар в полной готовности, они не могли работать долго из-за малого запаса воды и газа. И все же некоторые их свойства оказались полезными. По аналогии с ними. на автонасосах ПМГ-1 и ПМЗ-1 оставили небольшой бак с водой, гарантировавший запуск цен­тробежного насоса и подачу первой струи.

В 1935 г. на Миусском заводе начали серийно строить авто­цистерны ПМЗ-2. Вот как они были устроены. На шасси ЗИС-5 укрепили бак емкостью 1500 л, между ним и кабиной располо­жили катушку с выкидными рукавами и сидения для четырех пожарных, под ним — в задке машины — центробежный насос Д-20, а над ним — трехметровые забирные рукава, уложенные в желоба, к которым пристегивалась раскладная лестница. С боков и позади бака располагались инструментальные ящи­ки, к заднему подвешивалась большая катушка с выкидными рукавами. Вода в бак либо заливалась через его верхнюю гор­ловину, либо закачивалась насосом из водоема или водопро­водной сети. В брандспойты она подавалась от насоса по вы­кидным рукавам: либо из бака (оказание первой помощи), ли­бо извне — из водоема или водопроводной сети (работа в ка­честве автонасоса). В нижней части внутренней полости цис­терны проложили четыре трубы, по которым зимой пропуска­ли выхлопные газы, минуя глушитель. Благодаря этому вода в баке нагревалась и не замерзала при минусовой температуре окружающего воздуха.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-2

Пожарная автоцистерна ПМЗ-2

Машина ПМЗ-2 могла работать в качестве цистерны и автона­соса — как основного, так и вспомогательного. Пожарным этот автомобиль нравился за универсальность. Лишь недостаточный объем бака побуждал их хлопотать о создании более совершен­ных по этому параметру пожарных автомобилей. Их разрабатыва­ли на шасси ярославских грузовиков.

Прежде чем они появились, в пожарной охране Минска сдела­ли автоцистерну на базе грузовика ЗИС-5 с баком емкостью 2500 л, сзади которого на площадке возили сельскую мотопом­пу. Нашлось место и для трех катушек с выкидными рукавами (две по бокам и задняя). В подножки встроили инструменталь­ные ящики. Приезжая по вызову, снимали мотопомпу, подсоеди­няли ее к баку с водой, словом, собирали гидросистему, похожую на ПМЗ-2, и примерно так же использовали ее на пожаре. Одна­ко минская «пожарка» оказалась непрактичной из-за недостаточ­ной производительности насоса (всего 600 л/мин) и более слож­ных соединений выкидных рукавов. Специализированные авто­цистерны были совершеннее.

Сначала на шасси ЯГ-4 сделали 3-тонную автоцистерну с одной задней катушкой и открытой кабиной. Затем «Промет» выпустил небольшую партию аналогичных машин на основе грузовика ЯГ-6 с цистерной емкостью 4000 л, тоже с кабиной без крыши.

Пожарная автоцистерная без крыши на шасси ЯГ-6

Пожарная автоцистерная без крыши на шасси ЯГ-6

Потом, используя трехосное шасси ЯГ-10, изготавливали автоцистерны с баком на 4500 л и открытой кабиной. И лишь после этого в Ленин­градском тресте очистки города (ЛТОГ) достигли своеобразного предела в «гонке за емкость» — начали строить самые большие в предвоенные годы автоцистерны на шасси ЯГ-6 с баком емкостью 5000 л. В закрытом резервуаре имелся верхний лаз, по бокам ус­тановили сидения для восьми человек (трое в кабине, всего же 11), под баком, около кабины разместили насос и всю гидросисте­му, в задке по бокам подвесили две катушки с выкидными рукава­ми, а между ними — запасное колесо и стендер. Забирные рукава уложили в лотках, закрепленных над баком. Были варианты с при­способлениями для полива улиц и без них. К этому автомобилю на том же заводе сделали упрощенный насос — одноступенчатый центробежный и без вакуум-аппарата. Поэтому при работе с от­крытого водоема требовалось в насос пускать воду из цистерны. Под сидениями для бойцов поместили: справа — выдвижную ле­стницу, слева — две штурмовые и шанцевый инструмент.

Пожарная автоцистерна Ленинградского треста по очистке города (ЛТОГ)

Пожарная автоцистерна Ленинградского треста по очистке города (ЛТОГ)

Пожарная автоцистерна ЛТОГ

Пожарная автоцистерна ЛТОГ

Технические характеристики пожарной автоцистерны ЛТОГ

Длина 6060 мм
Ширина 2460 мм
Высота 3100 мм
База 4200 мм
Колея передних колес 1750 мм
Колея задних колес 1784 мм
Размер шин 40 х 8 дюймов
Дорожный просвет под задним мостом 300 мм
Дорожный просвет под передним мостом 340 мм
Радиус разворота 12 м
Масса в боевой готовности 8500 кг
Емкость бензобака 60 л
Средний расход топлива 40 л / 100 км
Экипаж 11 чел.
Максимальная скорость с полной нагрузкой 40 км/ч
Емкость цистерны 5000 л
Тип двигателя карбюраторный. 4-х тактный, 6-цилиндровый
Рабочий объем двигателя 5550 см3
Степень сжатия 4,8
Диаметр цилиндра 101,6 мм
Ход поршня 114,3 мм
Максимальная мощность 73 л.с.
Частота вращения коленвала 2400 об/мин

В 1936 г. на Миусском заводе сделали несколько опытных ма­шин, используя трехосные шасси. Так, на ЗИС-6 установили двигатель от «правительственного» лимузина ЗИС-101 и бак на 3000 л. Тогда же на шасси ГАЗ-ААА поставили насос от ПМГ-1 и бак емкостью 1500 л. Испытания новинок не дали обнадеживаю­щих результатов, и эти работы остановили.

В 1938 г. на Краснодарском заводе противопожарного обору­дования на шасси ЗИС-5 изготовили автоцистерну с двухряд­ной шестиместной закрытой кабиной. В ней, помимо начальника автохода и шофера, сидели четверо бойцов. Над баком и каби­ной на кронштейнах расположили забирные рукава и лестницы: трехколенную, штурмовку и «палку» Защита от непогоды всей команды — преимущество этой машины, а малый объем бака — всего 1500 л — недостаток. Как бы там ни было, именно такой ди­зайн автоцистерн оказался перспективным. В послевоенный пе­риод строят пожарные машины только с закрытыми кабинами для всего экипажа.

Участник выставки на ВДНХ 1939 года, где получил высшую оценку пожарного руководства СССР, а также руководителей партии и правительства, в частности М.И. Калинина. И называлась эта машина именно «ЗИС-Пожарный». Информацию о нём можно найти в журнале «Пожарная техника» №2 за 1941 год.

ПМЗ-3 на шасси ЗиС-5 '1933–41

ЗИС-Пожарный на шасси ЗиС-5 1933–41 пожарная автоцистерна Краснодарского завода ППО

 

 

Пожарная автоцистерна Краснодарского завода ППО

Пожарная автоцистерна ЗИС-11 изготовленный в Ленинграде

Несмотря на многообразие конструкций довоенных автоцистерн и большое количество построенных автомобилей этого типа, лишь единицы сохранились до наших дней. Один из них — ПМЗ-2 — бережно сохраняют и поддерживают на ходу бойцы и механики пожарной части № 29 в подмосковном городе Балашиха.

Техника молодежи, № 8/2002