АЛГ-17(51)ЛЧ — пожарная автолестница для пятиэтажек

Строить пятиэтажные многоподъездные жилые дома, формой похожие на коробку, в Москве и других городах СССР начали еще в 30-х годах. После войны в большом количестве строились капитальные кирпичные «сталинские» пятиэтажки с высокими потолками. Наконец, в 1956-1957 годах освоено строительство серийных панельных и кирпичных пятиэтажек промышленным методом, целыми кварталами сразу — так называемых «хрущевок». Символом пятиэтажной хрущевской застройки стал район Новых Черемушек на Юго-Западе Москвы. Кроме того, в пять этажей строились здания многих учреждений, например, типовые московские школы рубежа 50-60-х годов.

Пожарная автолестница АЛГ-17(51)ЛЧ

Пожарная автолестница АЛГ-17(51)ЛЧ

Для проведения спасательно-эвакуационных работ в 5-этажных зданиях пожарная охрана выдала задание на разработку 17-метровых автолестниц. Их появление как раз совпало с началом массового промышленного строительства пятиэтажек — «хрущевок». Первые же инженерные расчеты показали, что для относительно небольшой 17-метровой лестницы не понадобится шасси тяжелого грузовика. Для этой цели вполне подходит самый массовый и дешевый в СССР 50-х годов  грузовой автомобиль ГАЗ-51, с 1955 года ГАЗ-51А. В результате во второй половине 50-х Новоторжокский завод противопожарного оборудования начал поставку в пожарные части, расположенные в районах новой пятиэтажной застройки, «газиков» с лестницами, получившими индекс по своей максимальной длине — АЛ-17. Для ее установки не пришлось вносить радикальных изменений в шасси грузовика, даже длина базы и заднего свеса рамы остались стандартные. Лестница опиралась на шасси автомобиля как раз в районе заднего моста.

В первые годы выпускалась лестница с ручным приводом АЛГ-17(51)ЛТ.  С 1962 года ей на смену пришла АЛГ-17(51)ЛЧ, разработанная Торжокским заводом противопожарного оборудования, с гидравлическим приводом, который автоматизировал выдвижение и поворот лестницы. Механизмы лестницы приводились в действие от обычной коробки отбора мощности, которая серийно применялась на самосвалах, мусоровозах, пожарных автоцистернах, тоже массово строившихся на шасси ГАЗ-51. Привод же выдвижных опор оставался механическим на всех модификациях, так что водителю машины приходилось изрядно потрудиться при каждом боевом развёртывании.  Лестницы серии АЛ-17 поднимались от горизонтального положения на 80 градусов и поворачивались вокруг своей оси на 360 градусов.

ГАЗ-51 с лестницей АЛ-17 прославился в качестве игрового автомобиля в знаменитом советско-итальянском фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» (в зарубежном прокате — «Эта безумная, безумная гонка по России»). Там есть сцена, где три итальянских гостя и сопровождающий их сотрудник КГБ на ходу выдвигают вперед пожарную лестницу и прямо на высокой скорости перебираются по ней на крышу едущих в 17-ти метрах впереди «Жигулей» с главной героиней за рулем. Конечно, в реальности развернуть лестницу движущегося пожарного автомобиля невозможно, но кинотрюк получился незабываемый.

В Военно-техническом музее  г. Москвы представлена «гидравлическая» модификация лестницы для пятиэтажек АЛГ-17(51)ЛЧ. Точно такая же машина, тоже сохранившаяся в хорошем состоянии, установлена в качестве памятника в московских Новых Черемушках — перед зданием Управления МЧС по Юго-Западному административному округу столицы.

Пожарная автолестница АЛГ-17(51)ЛЧ, шасси ГАЗ-51. Государственный военно-исторический музей, Московская область

Пожарная автолестница АЛГ-17(51)ЛЧ, шасси ГАЗ-51. Государственный военно-исторический музей, Московская область

Назначение

Автолестница предназначена для доставки пожарного расчёта к месту пожара и выполнения следующих работ на пожаре:

  • подъёма пожарных на верхние этажи здания для организации эвакуации людей или тушения пожара;
  • эвакуация людей в случае невозможности использования стационарных эвакуационных путей или других средств;
  • подачи огнетушащих средств на высоты;

Тактико-технические характеристики АЛГ-17(51)ЛЧ

Шасси ГАЗ-51А
Длина 5715 мм
Ширина 2280 мм
Высота 2130 мм
Клиренс 245 мм
Колесная база 3300 мм
Колея задняя: 1650 мм
Колея передняя 1589 мм
Масса 2710 кг
Полная масса 5150 кг
Максимальная скорость 70 км/ч
Пожарный расчёт 2 чел
Длина лестницы в развёрнутом положении 17 м
Привод лестницы гидравлический
Производитель Торжокский завод противопожарного оборудования

http://gvtm.ru/gaz-51_avtolestnica_al-17

Фотографии